Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости

Норина Юлия Валентиновна,

старший воспитатель

МБДОУ детского сада № 355

городского округа Самара

«Проектирование системы деятельности педагога по формированию у старших дошкольников эмоциональной отзывчивости»

В настоящее время целью российской образовательной политики является культурное и национальное развитие страны. Образование является базовой основой для развития экономики и общества. Для обеспечения современных условий, направленных на удовлетворение потребностей личности, общества, страны в целом запущен механизм модернизации системы образования.

Впервые в федеральном законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятом Государственной Думой 21 декабря 2012 года дошкольное образование признано первоначальной ступенью общего образования, так как именно в дошкольном детстве формируются ключевые личностные качества и способности, обеспечивающие успешность человека в социуме.

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования от 2009 г. № 655 чётко определены интегративные качества ребёнка. Одним из итоговых результатов будет формирование эмоциональной отзывчивости.

Однако в настоящее время у дошкольников отмечаются нарушения в сфере эмоционального общения на ранних этапах развития, что приводит к значительным отклонениям в становлении их личности и обучаемости. Эмоциональная несостоятельность нередко оказывается причиной различных форм социально-психологической дезадаптации, а именно:

дети не умеют определять эмоциональные состояния различных объектов;

не способны критически оценивать нравственные и безнравственные поступки, часто отрицают свои негативные проявления;

не умеют откликаться на эмоции близких людей, друзей, редко сопереживают;

обнаруживают недостаточную эмоциональную реакцию на произведения изобразительного искусства, музыки, мира природы.

Достичь желаемых результатов в формировании эмоциональной отзывчивости возможно только при изменениях в основном педагогическом процессе и при создании соответствующих условий. В настоящее время в ходе педагогического воздействия воспитатели и специалисты не формируют у детей знания о формах эмоциональных проявлений у человека, не формируют способы действия по проявлению эмоциональной отзывчивости. Это связано с тем, что до сих пор в педагогическом процессе не реализуется в полной мере системно-деятельностный подход. То есть, педагоги основной акцент делают на образовательный компонент: передают детям знания об эмоциональных проявлениях через беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы, чаще на специально организованных занятиях, что приводит к поверхностному осознанию детьми собственных эмоций и эмоций окружающих людей.

Педагоги затрудняются в выборе современных активных форм, средств и методов взаимодействия с детьми, что значительно снижает эффективность работы по формированию эмоциональной отзывчивости. Также педагоги испытывают затруднения при организации непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей.

Условия, в которых протекает педагогический процесс, также не отвечает федеральным государственным требованиям:

1. Уровень профессиональной компетенции педагогов в области эмоционального развития детей не отвечает современным требованиям, так как в дошкольном учреждении в основном работают педагоги с большим стажем и с высоким уровнем синдрома эмоционального выгорания. У них наблюдается низкий уровень мотивации к самообразованию, самосовершенствованию и самореализации.

2. Недостаточный уровень научно-методического обеспечения. Наиболее существенное противоречие заключается в нестыковке федеральных государственных требований к основной общеобразовательной программе дошкольного образования и существующих комплексных программ, реализуемых в детском саду. Типовая программа обучения и воспитания в детском саду под редакцией М. А. Васильевой нацелена на формирование знаний, умений, навыков и не способна обеспечить развитие интегративных личностных качеств ребёнка. Педагогами не изучаются и не применяются в работе дополнительные программы по эмоциональному развитию, не используются образовательные технологии деятельностного типа.

3. Не в полной мере выполняются требования к предметно-развивающей среде групп. Имеющиеся условия не всегда обеспечивают принципы информативности, полифункциональности, активности во взаимодействии с окружающей средой, вариативности, педагогической целесообразности. Наполнение предметной среды не обеспечивает возможности творческого самовыражения детей, эмоционального благополучия каждого ребёнка. Недостаточно игрушек нового поколения, современных информационно-коммуникационных технических средств.

4. Имеются недостатки в нормативно-правовой базе. При разработке комплексно-тематического планирования недостаточно отражена проблема эмоционального развития детей. В годовом плане не определены задачи эмоционального развития детей.

Обозначенные выше недостатки привели к необходимости постановки и реализации задач формирования у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости, умения откликаться на эмоции близких людей и друзей, умения сопереживать персонажам художественных произведений, изобразительного искусства, мира природы.

Новый образовательный результат, сформированный у воспитанников.

Ребёнок должен:

понимать и осознавать свои переживания;

чувствовать и понимать эмоциональные состояния других людей;

употреблять в речи слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, печальный, радостный, хитрый, добрый и т. д.) ;

уметь сопереживать, сочувствовать, содействовать;

должен знать адекватные формы проявлений эмоций человека и владеть способами эмоциональных проявлений;

эмоционально реагировать на произведения литературных жанров, изобразительного, музыкального искусства;

критически оценивать свои поступки, поступки сверстников, взрослых людей, персонажей сказок, рассказов, мультфильмов.

Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля) .

Проблема формирования эмоциональной отзывчивости относится к образовательной области «Социализация». Но решение данной проблемы будет эффективным при условии интеграции с образовательными областями «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Если раньше использовались пассивные формы работы с детьми, преобладали специально организованные обучающие занятия, то в современных условиях акцент делается на игровых формах, на привлечении в образовательный процесс разнообразных видов детской деятельности как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей в тесном взаимодействии с семьёй.

Современные формы работы с детьми старшего дошкольного возраста

по формированию эмоциональной отзывчивости.

В непосредственно-образовательной деятельности:

1. Мимическая гимнастика (изучение мимики лица в различных эмоциональных состояниях человека) .

2. Этюды на формирование способов выражения различных эмоций («Я сосредоточен», «Печаль», «Удовольствие», «Радость», «Гнев», «Страх», «Вина» и т. д.) .

3. Игры с пиктограммами с целью тренировки распознания эмоциональных состояний («Азбука настроений», «Зашифрованное письмо», «Узнай эмоцию», «Подбери маску», «Напиши письмо») .

4. Дидактические игры «Узнай и назови», «Найди и покажи», «Чувства и животные», «Скажи по-другому», «Волшебный цветок», «Свеча», «Солнечный зайчик», «Фотоателье», «Волшебный стул» и другие.

5. Морально-этические беседы по художественным произведениям, по событиям из личного и коллективного опыта «Я и моё имя», «Зачем люди общаются» и т. п.

6. Решение проблемных ситуаций «Саша потерял варежки, у него замёрзли руки», «Мама заболела» и другие.

7. Постановка небольших пьес морального содержания «Обидчики – защитники», «Я поступил плохо» и другие.

8. Словесные упражнения: Закончи предложение «Я рад тогда, когда… », «Я злюсь тогда, когда… », «Я сержусь тогда, когда… » и т. д. «Школа вежливости».

9. Поисково-творческие задания «Копилка идей»: «Что мне делать, чтобы не сердиться», «Что мне делать, чтобы не обижаться», «Что мне делать, чтобы не бояться», «Что мне делать, чтобы не волноваться» и т. п.

10. Художественно-творческая деятельность: рисунок другу, подарки членам семьи на праздники и просто так и прочее.

11. Чтение художественной литературы.

12. Составление рассказов по книжкам.

В режимных моментах:

1. Личный пример педагога.

2. Прямая и косвенная оценка поступков детей.

3. Индивидуальные и подгрупповые ситуативные беседы.

В самостоятельной деятельности:

1. Сюжетно-ролевые игры «Поликлиника», «Ветеринарная клиника», «Путешествия по миру и стране» и т. д.

2. Игры в парах, в мини-группах.

3. Изготовление атрибутов к мини-пьесам, спектаклям, играм.

4. Просмотр мультфильмов, видеофильмов с последующим обсуждением.

5. Рассматривание иллюстраций, картин, обмен впечатлениями.

6. Наблюдения.

Во взаимодействии с семьей:

1. Совместные проекты «Семейные традиции», «Семейные праздники», «Портфолио достижений дошкольника» и т. д.

2. Изготовление семейных фотоальбомов «Мы бываем разные», «Наши путешествия», «Наши любимые дела».

3. Педагогическая мастерская «Учимся владеть чувствами» по методике Элизабет Крейли.

4. Индивидуальное консультирование родителей специалистами (психолог, логопед, психоневролог) по разрешению кризисных состояний детей.

5. Опросы, анкетирование по теме эмоционального развития детей.

6. Информационные листы, буклеты.

Оценка эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста по формированию эмоциональной отзывчивости приобрела системный характер, расширился арсенал психолого-педагогических методик. Стали применяться как высокоформализованные, так и низкоформализованные диагностические методы

1. Беседы с детьми по серии сюжетных картинок.

2. Наблюдение эмоциональных проявлений детей в игровой деятельности.

3. Наблюдение эмоциональных проявлений детей в музыкальной деятельности.

4. Наблюдение реакции детей на результаты собственного художественного творчества и творчества сверстников.

5. Методика Л. М. Виноградовой «Проблемные ситуации».

6. Выявление уровня тревожности.

7. Тест определения эмоционального уровня самооценки Захаровой.

Список используемых источников