"Вместе – это интересно" (развитие творческих способностей у детей через партнерское взаимодействие со взрослыми и сверстниками в продуктивной деятельности)

Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме. И уже далеко не секрет, что опыт сотрудничества со сверстниками в дошкольном детстве повышает эффективность совместной деятельности, способствует формированию социальной готовности к обучению в школе.

В дошкольном учреждения разработана план-программа "Вместе - это интересно" (автор Сторожук Л. А.), которая направлена на развитие творческих способностей у детей через партнёрское взаимодействие с взрослыми и сверстниками в продуктивной деятельности. Предусматривает реализацию принципов сотрудничества через коллективные творческие работы, объединяющие разные виды изобразительной деятельности.

Заинтересованность детей коллективной творческой работой достигается через создание мотивации: игровой, личностной, социальной и т. д.

Вся работа с детьми последовательно подразделена на учебные занятия, где идет решение программных задач, а так же на самостоятельную и совместную творческую деятельность взрослого и детей, где осуществляется закрепление полученных знаний, умений и навыков. Это позволяет сократить количество занятий по разделу "изобразительная деятельность", эффективно развивать изобразительные способности.

В процессе работы дети получают опыт взаимодействия в парах, подгруппах, группах, командах, что способствует развитию взаимного общения друг с другом.

Создавая коллективные творческие работы с детьми, педагог выступает в роли организатора, источника информации, консультанта, партнера и помощника ребенку в продуктивной деятельности. Дошкольники же учатся самостоятельно искать пути реализации совместных творческих задач, при этом у них формируется активность, самостоятельность, коммуникабельность и ответственность за общее дело. Такая работа способствует возникновению потребности в творческой самореализации.

Таким образом, объединение детей и взрослых при создании творческих индивидуальных и коллективных работ дало новый толчок в развитии их творческих способностей и возможности в освоении новых способов деятельности в социокультурной среде.

Задачи:
  • Продолжать знакомить детей с декоративными приемами рисования цветным соленым тестом и медицинскими шприцами;
  • Развивать воображение, композиционные умения: расположение в пространстве, чувство ритма, симметрии;
  • Развивать мелкую моторику, синхронизацию движения обеих рук и глаз;
  • Продолжать работу по формированию коммуникативных навыков, обогащать опыт сотрудничества и сотворчества.

Предварительная работа:

Чтение сказки "Терем-теремок", рассматривание иллюстраций сказочных теремов, беседа об их архитектурных особенностях. Прорисовка цветными карандашами окон и вариантов украшения куполов и крыш терема с опорой на вариативные образцы.

Разборный плоскостной терем, изготовленный педагогом из цветного картона, соленое тесто четырех цветов (красного, синего, зеленого, желтого), медицинские шприцы.

- Малыши в нашем детском саду очень любят сказки. Самая любимая их сказка "Терем-теремок". Захотела я их порадовать и сделала из цветного картона теремок (показываю). Но они мне сказали, что он получился не сказочным. Почему? (у него нет дверей, окон, он не украшен).

- Вы мне сможете помочь сделать для малышей сказочный теремок? Мой теремок построен из отдельных частей. Есть ли среди них одинаковые, парные части? (дети выделяют парные части).

- Если я каждому раздам для украшения по одной части теремка, как сделать их одинаковыми? (надо сесть парами и договорится друг с другом).

- А вдруг одному человеку в паре захочется сделать на крыше своей части волнистые полосочки, а другому - прямые? Что сделать, чтобы так не случилось? (договориться об элементе узора и сделать набросок простым карандашом).

- Есть еще одно важное правило, которое нельзя забывать. Цвет теста не должен совпадать с цветом той части изделия, которую украшаешь.

Центральную, часть теремка, где могут быть двери дети сами предлагают отдать одному ребенку по их выбору, а остальные части выбирают сами и приступают к работе в парах.

Анализ: по мере готовности все сегменты теремка собираются в единое целое. Предлагаю вычленить парные части, их сходство. Как достигли похожести. Вычленяем интересные варианты украшений, отмечаем аккуратность (см. фотоприложение).

После занятия в группе детям предлагается дополнить композицию пейзажем, героями и т.д. изготовленными любым способом по выбору детей группы.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников. Развитие творческих способностей детей

Статья описывает опыт работы по развитию творческих способностей дошкольников посредством интеграции в разных видах продуктивной деятельности.

В условиях ситуации начала XXI века – иерархии эстетических и нестабильности нравственных ценностей, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения ценности развивающей личности.

В дошкольном возрасте закладывается фундамент её творческого потенциала, её ценностные и эстетические установки.

Велико участие «продуктивной деятельности» в творческом и интеллектуальном становлении ребёнка – в развитии инициативы, любознательности, находчивости, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения.

Через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность. Детские сады призваны помочь ребёнку раскрыть свои творческие способности через продуктивную деятельность.

(конспекты занятий); родителям дошкольников (беседа и консультация). Она ориентирует читателя на использование опыта работы в своей практической деятельности.

В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит ряд проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов развития творческой личности ребёнка:

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, и ставит перед системой образования основную цель:

воспитание у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

Важные задачи педагогической теории и практики на современном этапе. Решение их должно начаться уже в дошкольном детстве.

способствовать развитию индивидуальных способностей детей в развитии художественно – эстетического восприятия предметов декоративно – прикладного искусства;

Реализация задач происходит через проблемные ситуации, экспериментальную работу, дидактические игры и др. Связующим звеном выступает тема (образ, рассматриваемая на занятии.

Интегрированное построение занятий даёт ребёнку возможность реализовать свои творческие способности, развивает коммуникативные умения, так как на каждом занятии надо уметь свободно высказать свою мысль, поделиться впечатлениями, а главное, у детей развивается познавательный интерес и активность, поскольку любая тема требует от детей активизации опыта реальной жизни в ситуации интегрированного занятия.

Так, часть занятий проводится совместно с музыкальными руководителями, это такие занятия, как «В некотором царстве, бумажном государстве», «Путешествия по сказкам Г. Х. Андерсена».

Занятия по изодеятельности включает задачи по знакомству с живописью, графикой, продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию.

Одним из условий реализации программы «Радуга» является открытость педагогического процесса, сотрудничество педагогического коллектива детского сада с родителями. Одной из форм сотрудничества с семьёй стало проведение детско-родительских занятий интегрированного характера. Целью таких занятий является: формирование способов взаимодействия детей и родителей на занятии. Так на заседаниях «Семейного клуба оригами» дети обучают родителей изготавливать поделки в технике «оригами» для игровой и театрализованной деятельности. После чего проводится конкурс на самую лучшую и интересную сказку или красивую игрушку.

Реализация программы творческо-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.

• повышение квалификации воспитателей в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы. Каждый год один из педсоветов в нашем ДОУ посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги проводят консультации по организации работы в данном направлении, практикуем открытые просмотры учебной и культурно-досуговой деятельности, проводятся театральные пятницы, недели творчества, дни открытых дверей для родителей, постоянно организуются выставки детского творчества.

• ежегодное проведение в ДОУ городских методических объединений для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах и областных научно-практических конференциях.

Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласование усилий дошкольного учреждения и семьи, в которой он воспитывается.

Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника.

При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках… " и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.

- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции («Что такое детское творчество», консультации («Роль изодеятельности в эстетическом воспитании детей»); семинары-практикумы («Повесим мусор на ёлку», Педагоги оформляют папки – ширмы («Эстетическое воспитание в быту», в детском саду оформляются выставки для родителей («Осеннее настроение», «Моя семья» и др.)

Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы другими учреждениями. Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, с музыкальной школой, Домом детского творчества, другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций, дети ежегодно принимают участие в городском фестивале детского творчеств. Оценка эффективности работы по художественно-эстетическому воспитанию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.

Работа всего коллектива, акцент на эстетическом воспитании в течение четырех лет пребывания детей в стенах детского сада, дает свои результаты. К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в эстетических классах школ города, посещают кружки, музыкальную школу и школу искусств. По отзывам учителей, наших выпускников отличает высокий уровень умственного развития. Готовность к школе выступает своеобразным итогом и качественным показателем достижений развития ребенка в дошкольные годы в условиях воспитания и обучения в детском саду.

Для педагогов: - систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию художественного творчества, способностей через различные виды продуктивной деятельности;

Для детей: - развитие детского творчества в продуктивной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей;