Мдк: Теоретические основы организации обучения в разных возрастных группах Преподаватель: Бахичева М. В

2.5 Художественно-эстетическое развитие и воспитание

Эстетическое развитие - процесс и результат развития спо­собностей видеть красоту окружающего мира, искусства и созда­вать ее. М. Н.Зубарева выделяет следующие уровни эстетиче­ского развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на кар­тинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что «дома такой еще нет», «потому что здесь лодка, можно покататься», «потому что яблоко, оно вкусное»).

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекатель­ной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслажде­ние, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже - форму и компози­ционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до спо­собности воспринимать больше, чем заложено во внешних при­знаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Основными педагогическими условиями для эстетического раз­вития, перехода детей с одного уровня на другой, являются сле­дующие:

организация восприятия ребенка;

организация материально-культурного пространства;

наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;

профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;

интерес ребенка к деятельности;

необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целе­направленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, «вести за собой развитие». В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педа­гогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая разви­тию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Целью эстетического воспитания и образования является раз­витие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное само­развитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.

Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;

формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетиче­скими);

освоение эстетической деятельности (развивать эстети­ческое и художественное восприятие;

формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельно­сти; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);

развитие эстетических и художественно-творческих спо­собностей.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все осталь­ные, по мнению Н. А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. «Научить раз­личать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок - это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее», - писала она.

Характерными признаками такого единства задач эстетиче­ского и социально-нравственного развития дошкольников явля­ются эмоциональный отклик детей на доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в посильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, спо­собность радоваться успехам других и т.д.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться на следующих принципах:

эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художествен­ного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;

принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллек­туальное развитие детей. Особенное значение при этом прида­ется взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;

детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания, форм и методов организации детской художествен­ной деятельности;

интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обе­спечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе вос­приятия действительности различными органами чувств и пере­дачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использова­нием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой);

художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;

принципы народности и культуросообразности, соответ­ствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных народов мира, раскрыть своеобразие, непов­торимость произведений народного творчества и художественной литературы;

индивидуальный подход в художественно-эстетическом вос­ питании, основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;

преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эсте­тические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по раз­витию художественной деятельности детей; содержание воспи­тывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Содержание обоих компонентов в конкретном дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой ДОУ, комплексной и парциальными программами по эстетическому воспитанию и образованию дошкольников, современными концептуальными подходами к определению сущ­ности и содержания эстетического развития ребенка.

Средства реализации содержания художественно-эстетиче­ского воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

эстетическое общение - особое условие и средство эстети­ческого воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он

пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;

природа: она заключает в себе многообразие чувственно-

эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богат­ства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;

искусство (музыка, литература, театр, произведения худо­жественно-декоративного творчества) способствует формирова­нию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет кор­ректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;

окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, «но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать»;

самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития

потребности в художественно-творческой деятельности, форми­рование мировосприятия ребенка средствами искусства;

разнообразные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;

разные виды труда детей в детском саду, о значении кото­рых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формиро­ванием представлений о красоте бытия и радости ее создания: «Радость труда - красота бытия»;

физические упражнения и элементы спортивных игр.

В процессе развития разных видов художественной деятель­ности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение дан­ного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошколь­ников выступает как психолого-педагогическое условие, способ­ствующее охране психофизического и психологического здоро­вья ребенка, его эмоционального благополучия;

Важным средством эстетического воспитания детей К. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике - идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художе­ственном слове - все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в вопросе эстетического воспитания детей.

Н. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОУ. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы, ее организации очень разнообразны.

Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и вос­питания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель». Специфика детского рисования заклю­чается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятель­ности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание расска­зать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно посте­пенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.

Занятия. Основной задачей занятий по развитию худо­жественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей - имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, кото­рые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рас­сматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление опи­сания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большин­стве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, накле­ивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по пред­ставлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия - в оценочной его части - педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предме­том, ситуацией или текстом.

^ Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периоди­чески они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отноше­ние детей и их родителей к продуктивной деятельности. С дру­гой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.

Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскур­сии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной худо­жественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.

^ Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть темати­ческие литературные и музыкальные вечера или «посиделки» (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развле­чения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.