Воспитание коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Автор: старший воспитательЧебан А.Я.. воспитатель по изобразительной деятельностиМарценюк Т.М.. МДОУ ДС ОВ «Солнышко», ЯНАО, г.Ноавй Уренгой.

Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию дошкольников. В дошкольном возрасте происходят значительные перемены в формировании личности ребенка: изменяется его образ жизни, содержание и формы общения с другими людьми. Ребенок начинает учиться утверждать свою волю, осознавать свое «Я», «Бросает свой первый вызов судьбе, миру, себе самому…» (В. Леви «Нестандартный ребенок»).

Надо быть осторожным, чтобы не сломать начинающую складываться личность. Как часто мы, взрослые, своими жесткими рамками «нельзя» и «надо» ставим детей в зависимость от чужого мнения, не думая, что они навсегда утрачивают свое.

Найти гармонию отношений между взрослым и ребенком, увидеть в этих отношениях особую прелесть - является главной задачей развития коммуникативных умений у детей старшего школьного возраста. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами; для характеристики обмена информацией в человеческом обществе. Старший дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в становлении личности дошкольника в целом.

Новые черты появляются у детей во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки старшего дошкольника. Отношение к взрослым выражается в формирующемся чувстве уважения. Дети активно проявляют интерес к общению с взрослыми.

Активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности способствует формированию «детского общества». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений. Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6-7 лет осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. На занятиях дошкольники осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества. Ставится задача развития основ чувства коллективизма, гуманности во взаимодействиях детей: проявление детьми дружеского расположения друг к другу, отзывчивости, заботы, стремления к сотрудничеству, достижению общих целей, готовности прийти на помощь.

Коллективные взаимоотношения — это комплекс взаимосвязанных компонентов. Важнейшие из них — общительность и гуманное отношение к сверстникам, сотрудничество и умение коллективно планировать деятельность, организованность и культура общения.

В организации совместного образа жизни старших дошкольников происходит ряд изменений, имеющих большое значение для коммуникации. Осознание детьми своего положения (как самых старших среди воспитанников детского сада) сплачивает их, повышает уверенность в своих возможностях, ответственность за свои поступки. Воспитатель стремится развить эти новые черты в самосознании детей и на их основе обеспечить выполнение старшими дошкольниками новых, более высоких требований к поведению и деятельности, развить чувство коллективизма, укрепить дружеские взаимоотношения, воспитать самостоятельность, организованность. Черты коллективных взаимоотношений детей проявляются в их дружеском расположении друг к другу, в умении сообща играть и трудиться, добиваться общей цели, считаться с интересами товарищей, помогать им, ответственно относиться к своим обязанностям, заботиться об общем деле и общих вещах.

Этические беседы, обсуждение поступков литературных героев и поведения самих детей в группе помогает старшим дошкольникам осознать гуманистический смысл правил, необходимость доброго отношения к людям.

Впервые в старшем дошкольном возрасте в совместном образе жизни создаются условия для формирования элементов «деловых» отношений, ответственной зависимости, которые А. С. Макаренко относил к числу важнейших для становления и функционирования коллектива. Участие в общей работе, дежурствах, выполнение отдельных поручений развивают у дошкольников элементы соподчинения, взаимного контроля, чувство ответственности за результаты порученного дела перед взрослыми и товарищами по группе. Эта общественно полезная направленность трудовой деятельности является новым, значимым элементом коллективного образа жизни детей старшего дошкольного возраста. Систематическое участие в деятельности, направленной на заботу об окружающих, способствует развитию у детей элементов общественной направленности.

Организованность старших дошкольников проявляется в знании правил, в умении их выполнять и подчиняться общим требованиям, установленным в группе, в готовности совместными усилиями достигать общей цели, согласовывая действия и распределяя обязанности на основе взаимной договоренности. Организованность поведения помогает старшему дошкольнику найти свое место и определить свою роль в коллективе, она сообщает поведению детей целеустремленность. Накопление индивидуального опыта обеспечивает самостоятельность ребенка в коллективной деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми. Стимулом к проявлению самостоятельности является положительная оценка воспитателя, создание общественного мнения, стремление старших дошкольников стать такими же самостоятельными, как школьники.

В последнее время вышло много литературы по развитию коммуникативных умений детей: в книге «Психогимнастика» И.Н. Чистякова предлагает психологические этюды для регуляции эмоционально-волевой сферы ребенка; психолог А.Л. Воробьева делится мини-тренингом в работе с дошкольниками; авторская программа С.Ю. Чижовой «Коммуникативный тренинг для дошкольников» и пособие Н.В. Клюевой и Ю.В. Касаткиной «Учим детей общению» поможет педагогам в работе с воспитанниками дошкольных учреждений.

Воспитание основ коммуникативной культуры детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Коммуникативные умения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время, должны быть объединены в сознании ребенка. Воспитание основ коммуникативной культуры дошкольников в субкультуре детства эффективно осуществляется, если:

- процесс воспитания в дошкольном учреждении ориентирован на характеристики субкультуры детства;

- обеспечивается интеграция общечеловеческих ценностей в содержание процесса воспитания основ коммуникативной культуры дошкольников;

- развивающие и игровые методы (стимулирующие, поддерживающие, ориентирующие и др.) активизируют коммуникации между детьми и взрослыми;

- согласованна работа дошкольного учреждения и семьи, которая ведется параллельно, дополняя друг друга.

Понятие «коммуникативная культура детей старшего дошкольного возраста» как личностное качество, включает в себя: потребность в общении с другими на основе общих познавательных и игровых интересов; самостоятельность в выборе партнёра по общению, ориентируясь на познавательные мотивы и эмоционально-положительное отношение; представления о ценностях коммуникации как средстве организации совместной деятельности и достижения цели; эмоционально-позитивное отношение к себе и партнёру; способность прийти к согласию, договорённости в процессе коммуникации.

  1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М. 2003.
  2. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М. 1981.
  3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М. 1984.
  4. Купина Н.А, Богуславская Н.Е Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка. – М. 1992.
  5. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. – М. 2001.
  6. Макаренко А. С. Коммунистическое воспитание и поведение // Пед. соч. – М. 1984. – Т. 4.
  7. Мулько И. Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет. – М. 2004
  8. Макарова Т.А. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду – М. 1984.
  9. Петрова И.А. Обучение, воспитание и развитие детей шестилетнего возраста. – М.- 1990. - 95 с.
  10. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. – М. 1984.
  11. Буре Р. С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М. 1981.
  12. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред. В. Г. Нечаевой, Т. А. Марковой. – М. 1984.
  13. Макаренко А. С. Коммунистическое воспитание и поведение // Пед. соч. – М. 1984. – Т. 4.