Учительские университеты

«Игровая технология как фактор интеллектуального развития дошкольников»

«Игровая технология как фактор интеллектуального развития дошкольников»

Воспитатель класса предшкольной подготовки

Исмакова А.Н.

Магистральная СОШ

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. (В.А. Сухомлинский ).

Современные технологии образования, как никогда ранее, опираются на интеллектуальное развитие детей. Обучение игрой в полной мере соответствует этой концепции. Играть любят все: и взрослые, и дети.

Игра является ведущим видом деятельности в дошкольный период возрастного развития. На следующих стадиях игра не исчезает, а дополняет ведущие виды деятельности взрослеющего ребенка, подростка, юноши.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

-развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: (освоение диалектики общения;)

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Спектр целевых ориентаций

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие обще-учебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, обучение общению; психотерапия.

По игровой среде игры делятся на: комнатные, уличные, с предметами, без предметов, настольные, компьютерные, телевизионные.

В независимости от игровой среды, возраста детей, все игры должны быть: интересными, доступными, увлекательными, включать детей в разные виды деятельности.

Для того, чтобы игра прошла увлекательно и была интересна детям ее нужно тщательно спланировать:

- выбрать игру соответственно определенной теме;

- предложить игру детям;

- подобрать нужное оборудование и оснащение к игре (если требуется);

- объяснение правил игры, разбивка на группы, распределение ролей;

- развитие игровой ситуации;

- итог игры, анализ деятельности каждого ребенка.

Чтобы правильно организовать ту или иную игру необходимо следовать определенным принципам:

-отсутствие принуждения;

-принцип развития игровой динамики;

- принцип взаимосвязи игровой и учебной деятельности;

-принцип перехода от

-простейших игр к сложным.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игру можно включить в каждый этап занятия:

В начале- с целью организации стимулирования активности учащихся;

В середину- носит поисковый характер;

В конец занятия- с целью усвоения темы.

К примеру, рассмотрим фрагмент урока по Окружающему миру.

Тема: Дикие и домашние животные

Цель: уточнить признаки домашних и диких животных;

показать чем отличаются домашние животные от диких;

развивать мышление, внимание, память детей;

воспитывать бережное отношение к животным.

В начале занятия проводится игра «Кто знает пусть продолжает».Цель игры стимулировать активность учащихся и выявление знаний детей о животных. Дети становятся в круг, бросают друг другу мяч и называют то или иное животное.

В середине занятия во время объяснения новой темы проводится игра «Узнай кто». Цель игры: учить детей выделять основные признаки животных: характер, повадки, внешний вид. Ребенок по просьбе воспитателя изображает животное(повадки, внешние признаки и т.д), остальные должны отгадать какое животное изображается.

В конце занятие при подведении итогов проводится игра «Третий лишний». Цель игры: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении, закрепить знание детей о животных. Вниманию детей предлагаются несколько рядов с картинками в каждом ряду по три картинки (например: волк, кошка, медведь, дети должны назвать лишнюю картинку, свой ответ они должны обосновать).

Применение игровых технологий на занятиях у дошкольников действительно дает результата. Об это можно судить, сравнив качество знаний по основным предметам..Качество знание на начало года составляет 71,4%, на конец 1 полугодия -85,7%.

Итак, одной из самой современной педагогической технологии является – игровая технология. В современной системе образования игровая деятельность используется в качестве самостоятельной технологии для освоения понятия, темы, в качестве урока или в его части. Так начальные представления ребенка о математике и родном языке, об окружающем мире и художественной культуре будут складываться, но основе интегрированных знаний, в единой коммуникативной – игровой среде. Игра помогает детям учиться с удовольствием. Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ребенку быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.

На основе долгих наблюдений, применяя игровые технологии я получила следующий результата:

- повышение качество знания детей;

-положительное отношение к учебному процессу;

-умение и желание включаться в коллективную учебную работу;

- умение слушать друг друга;

- раскрытие собственных творческих способностей;

-самовыражение, самоутверждение.

Таки образом, применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и способствует созданию полноценной мотивационной основы для последующего формирования учебной деятельности.