«Формирование познавательно - речевого развития у дошкольников».

Практикум в форме совместной деловой игры детей и родителей.

Автор:Петкун.Н.Ю.. учитель – логопед, Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Дельфин», Республика Хакасия, г. Абаза.

Цель: привлечение родителей к образовательной деятельности дошкольного учреждения, в частности, формирование у родителей способности оказания помощи в личностном становлении ребенка и в развитии познавательно – речевых способностей.

Задачи:

  • раскрыть родителям важные стороны психического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет);
  • познакомить с логопедическими задачами на учебный год;
  • укрепить и скорректировать дружественные отношения;
  • сформировать способности переноса полученных знаний в условия семейного воспитания;
  • привлечь родителей в образовательный процесс детского сада.

В настоящее время логопедами, дефектологами, психологами рассматривается тема о взаимопомощи в формировании у детей познавательных и речевых процессов. Наиболее благополучное влияние в этом формировании могут оказать родители. Но часто бывает так, что родители не имеют возможностей, а иногда и необходимых знаний для того, чтобы помочь своему ребенку. Поэтому большая роль отводится работе дошкольного образовательного учреждения, т.к именно воспитатели и специалисты, работающие с детьми, могут помочь родителям. Привлечение родителей к проблемам детей является наиболее актуальным на сегодняшний день, так как среди детей – логопатов встречаются такие дошкольники, которые не могут без помощи близких справиться с проблемами или успешно развиваться в плане познавательного и речевого развития.

Теоретической основой данного родительского собрания является теория А.Логиновой о необходимости проведения совместных занятий детей и родителей в форме деловой игры, а также личностно-ориентированная модель взаимоотношения ребенка со взрослым, которая обеспечивает дошкольнику чувство психологической защищенности; формирует доверие к миру, радость существования, развивает его индивидуальность.

Практическая значимость данного родительского собрания состоит не только в своеобразии формы его проведения, но и в том, что деловая игра может быть использована воспитателями, специалистами, работающими с дошкольниками.

Новизна практикума подчеркивается совместным проведением деловой игры и нетрадиционными методами и приемами, которые используются в данном родительском собрании.

Используемый инструментарий:

  • Аудиозаписи.(Ф. Шопен. Прелюдия N 17, Бах И.С.Прелюдия N1).
  • Воздушные шары.
  • Фотографии.
  • Готовые, предварительно нарисованные детские рисунки на тему: «Моя семья».
  • Папка – передвижка.
  • Мяч.
  • Методическое пособие «Домик».

Используемые методы:

  • Деловая игра.
  • Активный диалог.
  • Анкетирование.
  • Теоретический анализ литературы.
  • Качественная и количественная обработка.
  • Самоанализ.
  • Игровые приемы.

Подготовительный этап.

  • За две недели до родительского собрания родителям предложено заполнить анкету «Мой ребенок и его индивидуальные особенности».
  • С воспитателями, с психологом обговаривается тематика предстоящей встречи, продумывается план открытого просмотра из фрагментов программных занятий с детьми.
  • За две недели до встречи с родителями вывешивается объявление-приглашение.

Уважаемые родители!

Мы желаем, чтобы время, которое ваш ребенок проводит в нашем дошкольном учреждении, было для него радостным и счастливым!

Приглашаем вас (дата) на встречу с психологом, логопедом и воспитателями, где побеседуем об особенностях воспитания детей с проблемами речи.

  • «Волшебная шкатулка». За две недели до собрания родителям предлагается подумать и написать вопросы, которые более всего волнуют.

Оборудование и наглядность:

  • группа оформлена воздушными шарами, в которых содержится по одному вопросу из «Волшебной шкатулки»;
  • группа оформлена детскими фотографиям (дети на занятиях, во время игр, во время режимных моментов);
  • плакаты:
  • «Кто не может взять лаской, тот и не может взять строгостью».

А.П.Чехов.

  • Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним.

И. Песталоции.

  • «Мать, говорящая: «Я не хочу с тобой говорить, отталкивающая свое дитя, убивает в нем сына или дочь, а в себе – убивает мать».»
  • «Собственный пример – это лучшее воспитание».

В.Сухомлинский.

  • Доска оформлена детскими работами (рисунки, картины из песка, из пластилина, из мозаики.)
  • Папка-передвижка с семейными фотографиями, с рассказами «Смешной случай в нашей семье».

Ход проведения собрания.

  • Звучит аудиозапись Ф. Шопен. Прелюдия N 17.

Перед началом собрания родителей встречают логопед, воспитатели, которые

  • знакомят родителей с работами детей;
  • предлагают методическую литературу по речевому развитию и развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания) у детей старшего дошкольного возраста;
  • обращают внимание на содержание плакатов.

Столы расставлены полукругом. Логопед предлагает родителям, сидящим за столами, по одному воздушному шарику.

  • Родители сдувают шары с помощью иголки, в шариках вопросы из «Волшебной шкатулки». На вопросы отвечают воспитатели, психолог, логопед. Вопросы звучат разного характера: «Как проходит закаливание в старшей группе? Какие занятия посещают дети? Что делать, если ребенок капризничает? Какие принимаются меры по профилактике гриппа? Какие кружки посещают дети логопедической группы в детском саду? Как проходят занятия с психологом? Наиболее часто встречающиеся вопросы: «Чем будут заниматься дети в логопедической группе, как проходят занятия?

Логопед:

– В течение каждой недели с детьми проводим занятия на лексические темы. Например, первая неделя «Овощи», следующая «Фрукты», далее «Осень», «Семья» и т.д, знакомим с новым звуком, например, со звуком «У». По данной теме занимаются и воспитатели, и логопед, и музыкальный руководитель по логоритмике. Кроме того, чтобы дети лучше запомнили материал, даются задания на дом. Дети с помощью родителей выполняют домашние задания.

– Что планирует логопед на учебный год? Какие задачи ставит? (родители задают вопросы из «Волшебной шкатулки»).

– Основные задачи:

  • Развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности. Формирование обобщающих понятий (например, помидор, лук, чеснок, как назвать одним словом - «овощи».
  • Формирование лексико-грамматического строя речи. Формирование лексико-грамматического строя речи провожу с использованием игровых приемов. Например: «Послушайте и повторите слова, близкие по значению, слова – приятели. О чем так можно сказать? Зреет-созревает, вызревает, спеет, поспевает, наливается». Назовите слова противоположные по значению, слова-неприятели. (твердый - мягкий, высоко – низко…). Формирую навыки словообразования (например, игра: «Скажи ласково»: яблоко-яблочко, апельсин – апельсинчик образование сложных слов: листья падают - листопад); навыки словоизменения, (например, один апельсин - апельсины, один мандарин – мандарины, одно яблоко – яблоки); учу употреблять простые распространенные предложения.

III.

– Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию фрагмент занятия по теме: «Семья».

Логопед приглашает детей на занятие. (Показ фрагмента занятия с использованием игровых приемов по теме «Семья».

Ход проведения занятия.

  • Психогимнастика.

Музыкальное сопровождение (Бах. И.С.Прелюдия N1)

  • Выражение психоэмоцианального и психофизического состояния.

Дети встают полукругом.

- выразите отношения между членами семьи: изобразите ласковую маму, строгого дедушку, непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку;

- изобразите состояние тоски и одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили одного.

  • Образные перевоплощения:

- изобразите, как мама собирается на работу, одевается, причесывается

  • Назовите членов своей семьи. Назовите по имени.
  • Придумайте слова, противоположные по значению, - «слова – неприятели».