Эстетическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством рисования

Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество считается составной частью эстетического воспитания, а следовательно и неотъемлемым средством развития личности ребенка [5, с. 17].

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное творчество, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением.

Изучением эстетического воспитания в младшем дошкольном возрасте в России занимались такие авторы, как: Л.С. Выготский, Б.М.Теплов, В.А.Левин, И.П.Волков, Д.Б. Кабалевский, Б.Т. Лихачёв, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, В.Н. Шацкая. В их трудах говорится, что эстетическое воспитание находится в зависимости от специфики возрастного развития и в полной мере определяется ею, что, в свою очередь, позволяет считать, что младший дошкольный возраст – это прежде всего период накопления эстетических знаний, умений, чему благоприятствует повышенная восприимчивость, чувственно-образный мышления младших дошкольников.

Задачи эстетического воспитания находят свое отражение в многообразии источников эстетического воздействия, в сложности путей эстетического развития человека, что заключается в умении воспринимать и чувствовать прекрасное. Так, можно сформировать основные задачи эстетического воспитания [1, с. 26]:

1. Развитие эстетического восприятия, обучение способности воспринимать прекрасное в природе, искусству, окружающей жизни.

2. Воспитание эстетического вкуса, способности оценивать, замечать прекрасное прекрасное.

3. Воспитание эстетического отношения к действительности, что подразумевает активные действия человека по охране и защите всего прекрасного и его собственную деятельность, направленную на создание новых духовных ценностей.

Рисование, как средство эстетического воспитания детей это, нечто иное, как изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать в младшем дошкольном возрасте. Что бы грамотно развивать творческие способности детей, воспитатель должен сам разбираться в изобразительной искусстве, в детском творчестве, владеть необходимыми способами художественной деятельности.

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста носит эмоциональный, творческий характер, что в обуславливает создание воспитателем всех условий для ее протекания: обеспечение эмоционально-образного восприятия действительности, формирование эстетических чувств и представлений, развитие образного мышления и воображения [4, с. 30].

Рисование - важнейшее средство в формировании личности ребенка, это органическая, природная потребность, путь, по которому может выявляться и реализовываться на бумаге внутренняя жизнь детской души. Занятия изобразительной деятельностью несут в себе огромные возможности для всестороннего развития ребенка - умственного, эмоционального, эстетического, моторного, трудового. Посредством систематических занятий рисованием сформировываются важнейшие высшие психические функции, такие как воображение и память, развивается мелкая моторика руки, а следовательно, и связанные с ее развитием мышление и речь.

Для детей младшего дошкольного возраста важным является приобретение и обогащение сенсорного опыта в изобразительной деятельности. Сенсорный опыт, проявляющийся у детей в процессе рисования посредством композиционного сочетания цветовых пятен, мазков, штрихов, форм, способствует созданию выразительных рисунков [4, с. 21].

Существует множество методов и приемов обучения детей рисованию, которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного эстетического -изобразительного восприятия. К ним можно отнести словесно-наглядный прием, подразумевающий под собой беседу, а так же наглядно-образный, игровой приемы.

Первый и самый важный этап в развитии художественных способностей детей начинается с момента, когда малыш начинает знакомиться с художественными материалами и атрибутами - бумага, карандаш, краски, мелки. В 2-3 года ребенок приобретает навык правильно держать карандаш, кисть, знает как правильно пользоваться ими. Именно на первом этапе важно заинтересовать детей, привлечь их внимание. Например, можно предложить такой способ как рассматривание ярких картинок, использование игровой ситуации, чтение стихотворения, сказки, рассказа.

Известно, что уже в младшем возрасте ребенок может связывать цвет с образом предмета. Окрашивание цветом помогает выразить эмоциональное отношение ребенка к изображаемому. Яркие, цветные изображения вызывает у детей положительные эмоции. Ребенок наслаждается понравившимся цветом карандаша, полюбившейся краской, используя их наиболее часто в рисовании.

У малышей желание рисовать кратковременно, неустойчиво. Поэтому воспитатель должен лаконично и грамотно управлять процессом творческой деятельности, должен научить детей умению слушать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

В ходе занятий по изобразительному искусству постоянно происходит расширение и закрепление представлений о мире, что способствует воспитанию чувств и формированию новых понятий. На занятиях рисованию дети приобретают навыки и умения по работе с различными материалами, способности творчески использовать умения в процессе изображения предметов. Все это в совокупности позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения [2, с. 14].

Ребята первой младшей группы еще не умеют заниматься организованно, не приобрели еще изобразительных навыков, им трудно выслушивать объяснение воспитателя до конца. Поэтому занятия по рисованию в начале года рекомендуется проводить индивидуально или в небольших группах - по 4-5 человек. Постепенно, количество детей в группе необходимо увеличивать - сначала до 10-12 человек, потом до 15-20 человек.

Важно заметить, что не стоит принуждать ребенка рисовать, если он этого не хочет, не настаивать на его участии в занятий. В такой ситуации необходимо дать ребенку отдохнуть, заняться интересующей его игрой, или, можно предложить ему понаблюдать, как рисуют другие дети. Если обстановка непринужденная, доброжелательная, ребята активно и с интересом рисуют, в скором времени яркий и привлекательный материал вызовет у ребенка желание участвовать в работе группы.

Таким образом, можно сформировать ряд целей и задач по планированию занятий по рисованию в младшей группе:

1. Обучение умению и в дальнейшем овладение навыком правильно держать карандаш.

2. Обучение умению свободно ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, геометрические фигуры, правильно подбирать и применять цвета и т.д.

3. Развитие мелкой моторики, речи дошкольников.

4. Ознакомление с окружающим миром, расширение знаний о действительности.

5. Формировать устойчивого интерес к рисованию.

В соответствии с возрастной - младший дошкольный возраст, можно порекомендовать использовать в качестве средств художественного творчества цветные карандаши, бумагу, краски, гуашь, различные игрушки и предметы.

Методами обучения рисованию в период младшего дошкольного возраста будут следующие:

1. Рисование в воздухе – рисование линий, фигур в воздухе при помощи движений прямого указательного пальца ведущей руки. Это помогает ощутить правильное направление движения и запомнить его на двигательном уровне.

2. Совместное рисование – сплоченные действия взрослого и ребенка в процессе рисования. Использование этого метода помогает в научении ребенка правильно держать карандаш, надавливать на него с определенной силой во время рисования.

3. Дорисовывание деталей – процесс завершения рисунка. Использование метода позволяет закрепить приобретенные ребенком навыки, у воспитателя есть возможность планировать сложность рисунка, время выполнения задания в зависимости от возраста детей в группе, уровня их умений.

4. Самостоятельное рисование – создание ребенком рисунка по заданному воспитателем сюжету или по собственному желанию с использованием усвоенных навыков.

Таким образом, младший дошкольный возраст - это особенный, сенситивный возраст для осуществления эстетического воспитания, где главную роль в жизни школьника играет воспитатель, семья, все его окружение [5, с. 18]. Именно в этот период возможно не только основать прочный фундамент эстетически развитой личности, но и заложить подлинное мировоззрение человека, ведь именно в этом возрасте формируется отношение ребенка к миру, начинается развитие эстетических качеств будущей личности.

Помимо важнейшей задачи формирования художественно-эстетического отношения детей к окружающему и искусству, эстетическое воспитание, реализуемое методом рисования, параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие, способствует формированию нравственной стороны, расширяет познания о мире, обществе и природе.

Следовательно, основная задача обучения рисованию – помощь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Список литературы:

1. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада. 2-е издание, переработанное. / В.А. Ветлугина. - М. Просвещение, 2011. – 244 с.

2. Григорьева, Г.Г. Игра и обучение детей изобразительной деятельности Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. / Г.Г. Григорьева. – Издание-Плюс, М. 2014. – 47 с.

3. Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Пособие для воспитателей детского сада. / Т.Г. Казакова. - М. Просвещение, 2014. – 164 с.

4. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду / Пособие для воспитателей детского сада / Т.С. Комарова. - 2-е издание. - М. Просвещение, 2014. – 291 с.

5. Лихачев, Б.Г. Теория эстетического воспитания/ Б.Г. Лихачев. – Прогресс, М. 2012. – 430 с.