Программа подготовки дошкольников к школе "Родничок"

Авторская программа

Проблема подготовки детей к школе, несмотря на свою изученность, по-прежнему остается актуальной. Понимание проблемы подготовки детей к школе постоянно уточняется и конкретизируется. Так, если сначала внимание ученых и педагогов было сосредоточено на том, какие именно знания и навыки необходимо давать дошкольникам, то сейчас на первое месть выдвинут вопрос о том, какие условия нужно создать для того, чтобы обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание.

Изучив вопросы теории по обсуждаемой проблеме, я выделила наиболее приемлемые для развития нашей школы основополагающие идеи:
  • создание условий для благоприятной адаптации к школьному обучению;
  • формирование познавательной и двигательной активности и учебной мотивации детей;
  • развитие комплекса показателей функционального развития, которые необходимы для успешного обучения в школе. Это организация внимания, мышления, речи, памяти, зрительного и слухового восприятия, развитие мелкой моторики;
  • формирование психологической готовности к школе.

В предлагаемой программе я сделала попытку объединить несколько задач по подготовке детей к школе.

Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности.

Развивающие занятия проходят с элементами тренинга в отличие от обычных занятий. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Цель программы: развитие познавательно-интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер личности ребенка, позволяет ему в дальнейшем адаптироваться к новым условиям и успешно овладеть школьной программой.

Задачи:
  • снятие психологического стресса перед школой;
  • развитие любознательности как основы познавательной активности;
  • развитие интеллекта, творческого воображения;
  • формирование умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Излагаемая программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности к школе. В программу включен цикл из 16 занятий, (каждое из которых состоит из трех блоков по 15-20 минут) и дополнительный набор упражнений, который может быть использован в дальнейшей работе.

Формы и режим занятий: в течение нескольких месяцев 1 раз в неделю дети посещают 1 вводное и 15 основных занятий. Каждое занятие состоит из многофункциональных заданий, позволяющих решать несколько задач.

Структура занятия:
  • Ритуал приветствия
  • Разминка
  • Рефлексия прошлого занятия
  • Основное содержание
  • Рефлексия прошедшего занятия
  • Ритуал прощания

Каждое занятие включает динамические паузы, проведение пальчиковой гимнастики.

Занятия проводятся по субботам. После завершения занятий родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе

Для проведения занятий каждому ребенку необходима тетрадь в клеточку, простой и цветных карандаши, для учителя – демонстрационный и раздаточный материал.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

На начальном этапе в ходе встречи с педагогом-психологом ДОУ «Звездочка» Швалевой А. А. использую дополнительно к портрету каждого ребенка информацию об итоговом психологическом обследовании детей на предмет готовности ребенка к школе.

После половины занятий я провожу промежуточное родительское собрание с целью получения обратной связи, корректирую занятия, организую консультацию для родителей с целью формирования положительного мотива учения у детей. На этом собрании родителям раздаются показатели готовности детей к обучению в школе.

В конце подготовки проводится вторичная диагностика детей, и на завершающем этапе составляется сводная таблица результатов обучения. Опыт показывает, что у детей улучшается внимание, память, логическое мышление, зрительно-моторная координация. Они привыкают к школе, к учителю, узнают правила работы в группе. Адаптационный период, о котором так много сейчас говорят, у наших малышей проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы будущего первоклассника.

Курс занятий используется первый год. Результаты контрольных срезов дают положительную динамику по наблюдаемым параметрам готовности детей к школе (по методике «Графический диктант» Д.Б.Эльконина, по методике «Определение мотивов учения старших школьников» М.Р.Гинзбург, по методике «Беседы о школе» Т.А.Нежновой, по методике раннего прогнозирования школьных трудностей у детей 6 – 7 лет М.М.Безруких, «Диагностика готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе» Л.Е.Журовой, Е.Э.Кочуровой, М.И.Кузнецовой).

Хочется отметить, что, проучившись в школе, сентябрь процесс адаптации прошел успешно.

Программа подготовки детей к школе обеспечивает преемственность в дошкольном и начальном образовании, психологически подготавливает к началу обучения.

Разделы программы:

1. Вводное занятие

Цель: установить атмосферу взаимного доверия между учителем и детьми, вызвать интерес к занятиям, настроить детей на познавательную активность.

Упражнения:
  • Путешествие по школе со сказочной Феей.
  • Знакомство с учителем.
  • «Это я».
  • Игры: «Мой портрет. Разрешите представиться».

Материалы: мяч, лист бумаги, цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

2. Развитие познавательных процессов, двигательной активности и личностной сферы

Цели:
  • формирование общеинтеллектуальных умений (операционного анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков);
  • снятие характерных для адаптационного периода, тревожности, робости, агрессивно-защитных реакций;
  • формирование учебных мотивов, адекватной самооценки;
  • развитие внимания, памяти, пространственного восприятия, мелкой моторики руки, коммуникативных способностей.
Игры и упражнения [Андрющенко Т.Ю. Карабекова Н.В. Коррекционно-развивающие игры для младших школьников. – Волгоград, 1993] (см.Приложение 2 ):
  • «Живая страница», «Говори наоборот», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Единственное и множественное число», «Магазин», «Четвертый лишний», «Какой фигуры не стало» и др.
  • «Пиктограммы», «Разрезные открытки», «Закончи фразу», «Живая страница» и др. [Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов/А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. АСТ: Астрель: Профиздат, 2007.]
  • «Моя семья», «Мой город», «Времена года», «Кто кем будет?» и др. (см. Приложение 4 )
  • Упражнения на развитие мелкой моторики «Разминка», «Шалун», «Зайка», «Черепашка», «Солнце», «Дождик», «Кулак – ребро – ладонь» и др.
  • Графические диктанты (см.Приложение 1 )
  • Комплекс общеразвивающих упражнений, физкультурных развлечений и подвижных игр [Никитин Б.П. Развивающие игры. – М. Знание, 1994.] (см.Приложение 3 )
  • Рисование на тему «Школа моей мечты», «Мое настроение»
  • Экскурсия по школе, по городу.
  • Просмотр мультфильмов «12 месяцев», «Маугли», «Чебурашка идет в школу».

Материалы: дидактический (раздаточный) материал, шаблоны, тетрадь в клеточку, простой и цветные карандаши, музыкальное сопровождение.

3. Заключительное занятие

Цели:
  • подведение итогов;
  • укрепить в детях веру в свои силы и возможности;
  • показать детям перспективы их дальнейшего развития и успехов;

Дети выполняют любимые упражнения, рисуют коллективный портрет «Волшебный мир».

Тематический план