Развитие артикуляционной моторики у детишек

"Параллельно с моторикой развиваются все виды восприятия, например, зрение, осязание, чувство мускулов и суставов.

Это - необходимое условие того, что ребенок будет в состоянии понять, что находится у него в руках".

Ильва Эллнеби "Право детей на развитие"

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, её развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

При нормальном ходе речевого развития к 5–6 годам у ребенка артикуляционная база всех звуков должна быть сформирована. Если же этого не происходит и своеобразие в произношении звуков задерживается до более позднего возраста, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестаёт быть «возрастным».

Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих ребенку своевременно овладеть правильной артикуляцией звуков речи. Здесь уже приходится говорить о нарушениях, недостатках или дефектов звукопроизношения требующих специальной логопедической помощи.

Причины неправильного произношения звуков

Одной из причин неправильного произношения звуков являются выраженные дефекты в строении речевых органов ребенка, такие как прогения, прогнатия (нарушения прикуса), «нестандартный» размер языка (слишком маленький или большой), ринолалия (расщелина верхней губы, твердого и мягкого нёба) и другие.

Для преодоления вышеперечисленных причин нарушения работы артикуляционного аппарата, влияющих на развитие артикуляционной моторики детей и взрослых, необходимо вмешательство медицинских специалистов.

Другой причиной, вызывающей стойкие нарушения в произношении звуков, является недостаточная подвижность органов артикуляции. Чаще всего речь здесь идет о парезах (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка: его кончика, боковых краев или спинки. Данные нарушения преодолеваются без медицинской помощи в результате регулярных целенаправленных действий логопеда, направленных на активизацию работы мышц артикуляционного аппарата, а также развитие артикуляционной моторики с помощью сеансов логопедического массажа и артикуляционной гимнастики.

Произношение каждого звука — это сложный акт, требующий нормального строения речевого аппарата, тонкой координации мелких движений звукопроизносительных органов, работы мозга. Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Не откладывайте решение проблемы, обратитесь к специалистам центра развития и абилитации ребенка «Логопед Профи» уже сегодня!

Упражнения на развитие речевого аппарат

Речевой аппарат - очень сложная структура, центр которой находится в головном мозге. Чтобы малыш правильно произносил звуки, чтобы речь его была разборчивой и понятной окружающим, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение - артикуляционную позу.

При образовании звуков речи каждый орган артикуляционного аппарата (язык, губы и нижняя челюсть) принимает определенное положение. Здесь важным моментом является способность удерживать артикуляционную позу.

Трёхлетний малыш может правильно и чётко произносить гласные звуки а, о, и, у и согласные м, п, б, т, д, н, в, к, г, к, и.

Артикуляционная гимнастика выполняется сидя или стоя перед зеркалом. Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.

«Улыбка». Улыбнуться без напряжения, так чтобы обнажились передние верхние и нижние зубы, про себя произнести звук «и», удерживать на счёт от 1 до 5.

«Трубочка». Сомкнутые губы вытянуть вперед трубочкой, удерживать на счет от 1 до 5. Чередование вышеописанных упражнений «Улыбка» и «Трубочка».

Развитие мелкой моторики у детей