Консультация для воспитателей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста достигает довольно высокого уровня. В основном дети правильно произносят все звуки, могут регулировать силу голоса, темп речи, умеют передавать восклицательную и вопросительную интонации.

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности: во время непосредственно образовательной деятельности «Коммуникация», «Ознакомление с художественной литературой», с явлениями окружающей действительности и др. и вне их – игровой и художественной деятельности, повседневной жизни.

Остановлюсь на решении задач по развитию речи во время режимных моментов. Правильно организованные режимные моменты дня имеют большое воспитательное и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, режимные моменты, приучают организм ребенка к определенному ритму, обеспечивают смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой) и тем самым предохраняют нервную систему детей от переутомления. Воспитатель находится с детьми в самой разной обстановке: в раздевалке, умывальной комнате, спальне, игровом уголке и других местах. Поэтому он имеет возможность активизировать и закрепить новые слова, исправить речевые ошибки. Во время утреннего приема детей у нас есть возможность поговорить о настроение ребенка, узнать, что нового у него произошло, например, за выходные дни, какую книгу ему прочли дома, или он посмотрел мультфильм и так далее. Закрепить знания о транспорте, о семье, о профессиях, о любимых игрушках и т. д. Если это холодное время то, одеваясь на прогулку или раздеваясь после нее можно поговорить с детьми какого цвета у них одежда (согласование прилагательных с существительными в роде, перечислить детали одежды, придумать на что похожа одежда (шарф это дорога, ручеек, из какого материала сделана одежда (шерстяная, меховая, джинсовая и т. д.) .

Во время трудовой деятельности закрепляем знания детей о названии инструментов, слов-действий. Задаем вопросы: «Что будешь делать? », «Что делаешь? », «Для чего надо рыхлить землю? » и т. д.

Во время дежурства по столовой можно привлечь внимание детей к посуде, назвать ее форму, окраску, материал, из которого она сделана, её количество на столе. Такая же работа проводиться во время подготовки необходимого материала к занятиям.

На прогулке во время наблюдения за живой, неживой природой, её явлениями дети так же отвечают на вопросы воспитателя, рассуждают, делают умозаключения.

Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи является использование различных игр. Это игры, которые помогают закрепить знание детей по всем разделам развития речи: ЗКР, связная речь, формирование грамматического строя речи, словарная работа.

В своей работе использую такие игры, как игра на развитие речи «Кузовок»

Цель — образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься — отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок. » и называет нужное слово (замок, коробок, и т. д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать? » Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп — какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т. д.)

Игровое упражнение «Чье все это? »

Цель — упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животных, а затем карточки с изображением различных частей (хвостик, ушки, глаза и т. д.) и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Заяц — заячий, заячье, заячья, заячьи.

Кошка — кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игровое упражнение «Если бы. »

использую для развития у детей связной речи, воображения,

«Если бы я был волшебником, то. »

«Если бы я стал. »

Игровое упражнение «Закончи сам»

помогает в развитии у детей воображения, сказочной речи.

Я предлагаю начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.

Дети очень любят играть в такие игры:

" Назвать любые слова на определённую букву"

"Что звучало? "

"Назвать больше слов по теме. " (в течение минуты назвать как можно больше слов, обозначающих известных ребёнку животных, птиц, растений, материалов, имена стран и т. д.) Очень интересно в этой игре использовать песочные часы.

"Составить цепочки слов-антонимов. " (Например: горячий-холодный, тёмный-светлый, высокий-низкий, худой-толстый и т. д.)

"Назвать все известные предметы одного и того же цвета", "Угадай, что я хочу сказать. "

Освоение понятий о местоположении предметов в пространстве (внутри, над, под, снизу, сверху, между, слева, справа) закревляем в различных дидактических играх.

Так же речевое развитие проходит во время игр-драматизаций. У детей совершенствуется выразительность образной речи, обогащается словарный запас, умение совмещать речь с мимикой, движениями

Что еще интересного мы делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов, сказок. Составлению рассказов по картине, по серии картин, пересказам.

Очень важно с детьми разучивать стихи – это способствует развитию выразительности, тренирует память. Художественная литература и устное народное творчество также развивают мышление и воображение ребенка, дают образцы литературного языка.

Чистоговорки скороговорки так же часто применяем в своей работе. Они хорошо помогают при артикуляции звуков, для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Очень нравятся детям игры с пальчиками, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, пением песен.

Знакомим детей с пословицами и поговорками. Это дает детям возможность развить осознанное отношение к смысловой стороне слова. Понимание и употребление пословиц и поговорок предполагает владение переносным значением слов и умением применять их в разных ситуациях.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

Большое внимание уделяем развитию мелкой моторики, ведь уровень развития мелкой моторики непосредственно связан с развитием речи детей. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Это и игры с мозаикой, мелким конструктором, а так же лепка, рисование, конструирование из бумаги, аппликация.

Такие виды работ у нас проходят не только во время непосредственной образовательной деятельности но и как индивидуальные формы работы во второй половине дня. Свои поделки дошкольники могут описать, рассказать как они выполняли ту или иную работу, что для этого потребовалось, в какой последовательности её необходимо было выполнять.

Таким образом речевое развитие-это сложная, каждодневная, кропотливая работа, потому что каждый ребёнок должен научиться в детском саду содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В то же время речь детей должна быть живой, непосредственной, выразительной

Умение разговаривать помогает быть ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Литература: Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой – М. Мозаика-Синтез, 2007, Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд. испр. — М. Просвещение, 1979. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М. Мозаика-Синтез, 1999.