Готовим руку дошкольника к письму

Автор: Черевко Надежда Владимировна, воспитатель МДОУ №9 г. Оленегорска

Следует ли специально готовить руку ребенка к письму? Проблема имеет и сторонников, и противников. Одни методисты и родители резко «против» и имеют на то серьезные основания: детский организм не готов к письму.

Но и те, кто поддерживает тезис специальной предварительной подготовки, расходятся во взглядах на её методы и особенно средства обучения.

Одни рекомендуют осуществлять подготовку руки ребенка к письму, используя только продуктивные виды деятельности: рисование, лепку, аппликацию, конструирование, другие – штриховку контуров, графические диктанты, написание букв. В последнее время появились технологии, предполагающие использование школьных и дошкольных прописей. Увлеченные идеей научить ребенка писать в дошкольном возрасте, педагоги и родители не всегда замечают, какую цену приходится платить за это. В практике обучения письму подчас имеет место нежелательный перенос некоторых приемов, усвоенных детьми в дошкольном периоде при рисовании. Не совсем совпадают приемы держания карандаша на положение ручки в руке.

Цена может быть немалая: нарушенная осанка, слабое зрение, плохой почерк, нежелание учиться.

Вместе с тем мы не можем не обращать внимание. что в школе на первом этапе многие дети затрудняются с письмом. Например, быстро устает рука, ребёнок теряет рабочую строку, не получается правильное написание букв, нередко бывает «зеркальное» письмо и другие.

Ребенок не различает понятий «лево», «право», «лист», «строка», выпадает из общего темпа работы класса. Затруднения возникают, если неразвита мелкая моторика пальцев руки, зрительно-двигательная координация, произвольное внимание, и т. д.

Итак, основными направлениями в работе по подготовке руки к письму мы выделили:

— развитие щепоти, тренировка мышечной нагрузки рабочей руки;

— подготовка к технике письма;

— развитие гладкой мускулатуры кисти руки ребенка;

— развитие ориентировки.

Для развития щепоти используются игры, тренирующие большой и указательный палец.

— «Покрути карандаш (желательно с ребристой поверхностью) тремя пальцами, а затем двумя пальцами»;

— «Посолим суп»;

— «Катаем шарик». Используем шарик, горошину, бусину. Упражнение проводится в течение 1 минуты. Начинаем медленно. По мере совершенствования навыка темп убыстряется.

Для тренировки мышечной нагрузки рабочей руки полезно использовать упражнения со штампами. Наборы штампов доступны в продаже. Есть штампы с высокими ручками, есть плоские дощечки с круглыми ручками.

С помощью штампов ребёнок создает картины: «Звезды», «Осень», «Бусы», «Коврик» и другие.

При выполнении такой работы тонус мускулатуры руки быстро и неоднократно меняется: напряжение, расслабление, силовое напряжение, снова расслабление. Кроме того, ребенок учится удерживать штамп за ручку тремя пальцами.

Для письма важна сформированная пространственная ориентировка. К началу обучения ребенку полезно уметь ориентироваться в пространстве относительно себя, относительно какого-либо предмета и относительно человека, стоящего напротив.

Начать можно с выявления и закрепления правой и левой стороны туловища.

— игровых упражнений по типу «Определи расположение деталей на одежде»;

— графических диктантов;

— рисования ритмического рисунка;

— физкультминутки;

— динамической паузы.

Письмо — деятельность ритмичная. Это не всегда учитывается педагогами и родителями. В развитии чувства ритма полезно использовать специальные упражнения, которые проводятся в определенной последовательности:

— прохлопывание простого ритма и его повтора детьми;

— прохлопывание по наглядному образцу заданного ритмического рисунка с помощью условных знаков (палочек, звездочек и пр.)

— прохлопывание и простукивание ритма карандашом по плоскости, ладонью по коленке и т.д.

При освоении пишущего инструмента использую такие задания как:

— штриховка предмета внутри контура;

— копирование рисунка, уметь повторить, изобразить рисунок по образцу с учетом строк.

— дорисовывание предмета, фигуры;

Полезно научить соединять геометрические фигуры прямыми линями, уметь разделить данную фигуру (квадрат, круг, прямоугольник) на несколько частей и раскрасить твердыми цветными карандашами.

Развивая гладкую мускулатуру кисти руки ребенка, можно конструировать буквы из разных материалов. Предложите детям нетрадиционные задания.

«Ниткопись»

Нитки выкладываются по контуру какого-либо изображения. Для занятий используем ворсистые (шерстяные, мохеровые) нитки и бархатную бумагу. Нитки и бумага должны быть контрастных цветов.

«Бисерография»

Выкладывание изображения предмета с помощью ниток с нанизанным на них бисером, отдельных бусинок, мелких пластмассовых шариков. У большинства дошкольников высокий мотив новой деятельности. Они с желанием играют в предложенные игры .

Список литературы

Белая А.Е. Мирясова В.И. Пальчиковые игры. М. 1999г

Глушкова Г. Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для ДОУ. //Ребенок в детском саду. 2004. №5 С. 44

Галянт И. Пальчиковые игры. //Дошкольное воспитание. 2003. №1 С. 50

Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет.//Дошкольное воспитание. 2005. №3 С.28, №5 С. 43, №6 С. 36

Чудакова А. О подготовке руки к письму.//Дошкольное воспитание. 2005. №9 С.29

Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных и авторских сказок. //Дошкольная педагогика. 2008. № 7 С.33