Скачать:

Предварительный просмотр:

Методика «Образная память».

Цель. Изучение кратковременной памяти.

Описание:

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмет, геометрическая фигура, символ). Испытуемому предлагается, за 20 сек. Запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы  Затем, в течение одной минуты он должен воспроизвести запомнившееся.

Инструкция:  «Сейчас я покажу Вам таблицу с рисунками. Постарайтесь запомнить как можно больше нарисованного. После того, как я уберу таблицу, назовите все, что успели запомнить. Время предъявления таблицы – 20 секунд.

Оценка результатов:

Подсчитывается количество правильно воспроизведённых образов. В норме – это 6 и более правильных ответов.

5 баллов – ребёнок запомнил 14-16 картинок.

4 балла – ребёнок запомнил 10-13 картинок.

3 балла – ребёнок запомнил 7-9 картинок.

2 балла – ребёнок запомнил 3-6 картинок.

1 балл –  ребёнок запомнил 1-3 картинки.

0 баллов – ребёнок не запомнил ни одной картинки.

Методика «Узнавание фигур».

Цель:  Исследование процессов восприятия и узнавания.

Описание:

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур  Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры из первой таблицы.

Первая инструкция:  «Сейчас я покажу Вам изображения фигур. У Вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно больше количество фигур».

Вторая инструкция:  «На следующем рисунке среди нарисованных фигур Вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».

Оценка результатов:

Подсчитывается количество правильно узнанных фигур.

5 баллов – ребёнок узнал 9-8 фигур.

4 балла – ребёнок узнал 7-6 фигур.

3 балла – ребёнок узнал 5-4 фигуры.

2 балла – ребёнок узнал3-2 фигуры.

1 балл –  ребёнок узнал 1 фигуру.

0 баллов – ребёнок не узнал ни одной фигуры.

Методика «Опосредованное запоминание».

(Методика предложена Л.С.Выготским и А.Р.Лурия, разработана А.Н.Леонтьевым).

Цель:  Исследование уровня опосредованного запоминания, особенностей мышления.

Оборудование:  Набор из 30 карточек с изображением предметов  и набор из 10 слов.

Ход выполнения:  На столе перед испытуемым раскладывают все карточки в любом порядке так, чтобы они были хорошо ему видны.

Инструкция:  «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть слова, а ты к каждому слову выбери и отложи такую карточку, которая поможет потом тебе припомнить его. Например, слово для запоминания – лес. Здесь лес нигде не нарисован, но можно выбрать карточку, которая поможет потом вспомнить это слово».

После того, как карточка выбрана и отложена, испытуемому задают вопрос: «Как эта карточка напомнит про лес?»

Таким образом, испытуемый подбирает к каждому слову какую-нибудь карточку. Когда все отобранные карточки отложены, испытуемого предупреждают о том, что он должен будет вспомнить слова позже, через некоторое время. Через 40-60 минут исследователь показывает  в произвольном порядке каждую карточку и просит испытуемого вспомнить, для какого слова она выбрана. При этом обязательно задают вопрос: «Чем тебе данная карточка напомнила это слово?» или «Как ты смогла вспомнить это слово?»

Интерпретация:

Верного или неверного выбора не существует. Важно, смог ли испытуемый установить смысловую связь между предъявленным словом и рисунком на карточке.

Слова для запоминания:

Свет, обед, лес, одежда, поле, игра, лошадь, ночь, молоко, дорога.

5 баллов – ребёнок воспроизвел 9-10 слов.

4 балла – ребёнок воспроизвел 7-8 слов.

3 балла – ребёнок воспроизвел 6-5 слов.

2 балла – ребёнок воспроизвел 4-3 слова.

1 балл –  ребёнок воспроизвел 2-1 слова.

0 баллов – ребёнок не воспроизвел ни одного слова.

Методика «Пиктограмма».

Цель:  Исследование особенностей опосредованного запоминания и его продуктивности, а также характера мыслительной деятельности, уровня формирования понятийного мышления.

Оборудование:   Чистый лист бумаги, один простой или несколько цветных карандашей, набор слов.

Инструкция:  «Сейчас мы проверим твою память. Я буду называть тебе слова, а ты к каждому слову нарисуй картинку, по которой сможешь вспомнить потом это слово». Воспроизведение испытуемым словесного материала осуществляется спустя 40-60 минут или более.

По прошествии времени испытуемому предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова.

При оценке результатов исследования подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в соотношении с общим количеством предъявленных для запоминания.

Набор слов и словосочетаний: