Методический центр "РАЗУМ" (499)976-65-33

Материалы сборника адресованы педагогам дошкольных образовательных организаций.

Подробное описание

Концепцией модернизации российского образования определены приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития, воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

Одной из важнейших задач модернизации является осуществление квалифицированной комплексной диагностики возможностей и способностей ребёнка начиная с раннего возраста.

Для реализации этого направления модернизации образования городской научно-методический центр департамента образования администрации города Томска ориентировал работу специалистов образовательных учреждений на повышение эффективности и качества психолого-педагогического сопровождения дошкольников. Результатом ее стал сборник психодиагностических материалов, необходимый и достаточный для выявления индивидуальных особенностей детей с целью осуществления личностно ориентированного подхода к их развитию. Психодиагностические материалыпозволяют проводить мониторинг динамики эмоционального состояния детей.

В содержание сборника вошли методические материалы по диагностике эмоционального развития детей раннего возраста (К. Л. Печора), их познавательного уровня (А. А. Венгер), способов деятельности (Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард), развития речи, двигательной и волевой сферы (Н. А. Рычкова), а также стиля взаимодействия с родителями (В. В. Столин, А. Я. Варга), эмоционального самочувствия в семье (Д. Антони, Е. Бене), эмоционального благополучия в детском саду (Г. Любина, Л. Микулик).

Представленные материалы прошли апробацию в дошкольных образовательных учреждениях города Томска, которая определяла соответствие выбранных тестов объекту исследования, соблюдение прав ребёнка в процессе диагностики. Результаты апробации и внедрения обсуждались на заседаниях методических объединений, проблемно-творческих групп, на городских семинарах.

Актуальность представленных материалов заключается в том, что их комплексное использование позволит организовать психолого-педагогическое сопровождение, направленное на то, чтобы индивидуальный подход к развитию эмоционального мира детей в дошкольном образовательном учреждении стал более эффективным. При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение предполагает не только раннюю диагностику, но и своевременную коррекцию нарушений в развитии детей.

Содержание

Введение 3

1. Диагностика эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста 5

1.1. Методы психологической диагностики эмоционального развития дошкольника 5

1.2. Фиксация результатов оценки эмоционального состояния детей 9

1.3. Адаптивная методика Е. В. Кучеровой для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду 11

1.3.1. Методика «Проективные рассказы» 11

1.3.2. Методика «Определение ребенком эмоциональных состояний человека» 13

1.3.3. Методика «Разложи картинки» 15

1.4. Методика изучения понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке 16

1.5. Проективная игра «Почта» (модификация теста Д. Антони и Е. Бене) 19

1.6. Семейный тест отношений (СТО) (проективная методика исследования детей, опубликованная Д. Антони и Е. Бене) 24

1.7. Использование проективных графических (рисуночных) методов для выявления эмоциональных особенностей дошкольников 30

1.7.1. Основные параметры оценки при интерпретации рисунков дошкольников 31

1.7.2. Тест «Рисунок семьи» 33

1.7.3. Кинетический рисунок семьи 48

1.7.4. Рисунок «Мир мамы, мир папы» 49

1.7.5. Методика «Семья в образах животных» 49

1.7.6. Проективный тест «Дом – дерево – человек» 51

1.7.7. Тест «Несуществующее животное» 83

1.7.8. Графическая методика «Кактус» 100

1.7.9. Автопортрет 101

1.8. Тест «Страхи в домиках» 106

1.9. Тест «Два домика» 109

1.10. Тест «Рука» (Hand test) (Э. Вагнер) 110

1.11. Методика «Линеограмма» 113

1.12. Методика «Неоконченные предложения» 115

1.13. Методика «Сюжетные картинки» 116

1.14. Изучение эмоционально-обусловленного поведения дошкольников 117

1.15. Изучение эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок 119

1.16. Методика «Часики» 120

1.17. Методика «Маски» 124

1.18. Детский апперцептивный тест (ДАТ) 126

1.19. Методика исследования эмоционального состояния (автор Э. Т. Дорофеева) 136

1.20. Социометрическая проба «День рождения» (методика М. Панфиловой) 139

1.21. Методика игры «Секрет» 142

1.22. Определение эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада (авторы: Г. Любина, Л. Микулик) 144

1.23. Социометрический опросник (для детей) 145

1.24. Исследование «Лесенка» (Н. В. Нижегородцева) 148

2. Диагностика эмоциональных нарушений 150

2.1. Критерии эмоциональных нарушений 150

2.2. «Шкала тревожности» 154

2.3. Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 156

2.4. Выявление тревожности старших дошкольников (автор В. С. Мерлин) 159

2.5. Шкала оценки внешних признаков эмоционального возбуждения (автор Ю. Я. Киселев) 161

2.6. Методика «Паровозик» 164