Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №39 «Золушка»

Коррекционно-развивающая

программа

« Развитие  эмоционально-волевой сферы

Туапсинский район

Программа коррекционно-развивающей работы.

Тема работы звучит так: «Развитие эмоционально-волевой сферы у детей старшего    дошкольного возраста».

Пояснительная записка.

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ДС КВ №39«Золушка» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта  дошкольного образования»; Федеральный закон об образовании в РФ принят Государственной  Думой от 21.12.2012,одобрен  Советом Федерации от26.12.2012г. с требованиями  СанПиН  от 15 .05 2013г. 2.4.1.3049-13(с изменениями и дополнениями), в соответствии с приказом №1014 от 30.07.2013г. «Об утверждении порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным  программам - образовательным программам дошкольного образования», письмо Рособрнадзора от 07.02.2014г.,письмо МО и науки РФ от 28.02.2014г. «Комментарии к ФГОС ДО»,Письмо Мо РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования», Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах учреждений образования», Инструктивное письмо МО РФ № 29/1886-6 от 24.12.2001 г. «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения», нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.  Программа составлена в соответствии с основной общеобразовательной  программой   МБДОУ ДС КВ №39 «Золушка» на основе образовательной  программы «Детство».

Проанализировав литературу и учитывая опыт работы с детьми, исследования психологов, показали, что дети старшего дошкольного возраста в целом способны правильно воспринимать(95% опрошенных детей 5-7 лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, восхищение, веселье и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала половина опрошенных дошкольников), испуга (всего 7% детей дали правильные ответы), удивления (лишь 6%).

Дети, прежде всего, обращают внимание на выражение лица, не придавая значение пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и  их проявлениях, что же говорить о более младших детях!

Опыт работы с дошкольниками показывает, что начинать знакомить детей с эмоциями можно с 4 лет (в средней группе или в младшей группе после завершения адаптационного периода): дети усваивают необходимые понятия, их словарный запас пополняется словами, обозначающими эмоции, хотя само слово «эмоция» не вводится, оно заменяется более доступным для ребёнка этого возраста понятие  «настроение». И, конечно же, они с огромным удовольствием выполняют практические задания, играют.

Большинство дошкольников отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания.

С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ёрзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеяно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать.

Гиперактивное поведение начинает проявляться в большинстве случаев после 4 лет и продолжается до подросткового возраста.

Агрессивное поведение нельзя считать однозначно «плохим». Возникшая в критической ситуации, оно выполняет защитную функцию разрешения ситуации. Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается у ребёнка в критические возрастные периоды. Это свидетельствует о том, что существовать ребёнку стало сложнее: любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребёнок переживает сложнее, поэтому можно ожидать возрастания агрессивных элементов  в поведении .Это относится как к  «нормальному», так и к ребёнку с эмоциональными нарушениями.

В старшем дошкольном возрасте формируются нравственная сфера человека, воля, самосознание. В старшей группе детского сада межличностные отношения со сверстниками являются существенными факторами, влияющими на здоровье, эмоциональное состояние детей (М. Лисина). Поэтому в рабочую программу включены задачи по  развитию коммуникативной сферы   ребенка ,  преодолению конфликтности, формированию дружеских отношений. Тревожность, страхи также существенно препятствуют адекватному общению, развитию личности ребенка и являются предметом коррекции-Наблюдения за игровой и повседневной деятельностью детей показывают, что часто дети неадекватным образом выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть); имеют недостаточно развитую выразительность движений, что является существенным барьером в установлении контактов с другими людьми, доброжелательных взаимоотношений, умения конструктивно общаться. Поведение ребенка 6 лет еще не устойчиво: он умеет выражать некоторые эмоции, умеет выразить сочувствие своим товарищам и взрослым, однако не всегда делает это в общении и повседневной жизни. В связи с этим в программу включена работа по  овладению детьми языком эмоций.   Не все дети умеют конструктивно общаться со сверстниками, что является причиной возникновения нарушений во взаимоотношениях с товарищами. Хотя они хорошо знакомы с нравственными нормами поведения, но в общении забывают пользоваться правилами, бывают импульсивны, не всегда проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению друг к другу. Именно поэтому рабочая программа включает в себя раздел по  преодолению   конфликтности в общении детей   через решение проблемных задач, практических ситуаций.

Анализ причин отвержения ребенка сверстниками наряду с импульсивностью позволяет назвать и присутствие вербальной агрессии, поэтому задача  преодоления вербальной агрессии   также включена в данную программу. Развитие произвольного поведения, преодоление импульсивности являются существенной предпосылкой формирования дружеских взаимоотношений в группе детского сада и отражены в программе.

В старшем дошкольном  возрасте начинается становление  самооценки ,  которое происходит под влиянием семьи, сверстников, личного опыта, взрослых. Соответственно, в программу включена работа по  развитию уверенности в себе, веры в собственные силы.

Становлению адекватной самооценки у ребенка, развитию нормальных взаимоотношений со сверстниками способствует формирование эмпатии — способности эмоционально отзываться на переживания другого, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Яркую оценку эмпатии дал известный педагог В.А. Сухомлинский: «Глухой к другим людям останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитаний — эмоциональная оценка собственных поступков. » Таким образом, видна взаимосвязь между формированием чувства эмпатии и становлением адекватной самооценки у ребенка.

Развитие эмпатии также включено в задачи работы по формированию психологического здоровья старших дошкольников. Эмоции играют большую роль в формировании у ребенка способов и приемов овладения любой деятельностью. Иначе говоря, эмоции в значительной степени определяют эффективность обучения, а также принимают участие в становлении любой творческой деятельности ребенка.

Этот феномен приобретает особое значение на седьмом году жизни ребенка в связи с проблемой формирования школьной зрелости детей. Ребенок, готовый к школе, должен уметь произвольно управлять своими эмоциями, иметь развитые способности к самоконтролю. Поэтому в программе  развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста выделяется отдельная задача  управление собственными   эмоциональными состояниями.  В исследовании Я.З. Неверович (1955) было обнаружено, что эмоции не только выражают особенности мотивов поведения ребенка, но и играют существенную роль в реализации этих мотивов. Полученные в этом исследовании данные свидетельствуют о том, что внутренняя детерминация детской деятельности мотивами осуществляется не непосредственно, а с помощью особого психологического механизма регулирования, названного механизмом «эмоциональной коррекции» поведения.

Эмоции, носящие негативный характер, при определенных условиях способствуют возникновению отрицательных смысловых установок, перестройка которых, по мнению А.Н. Леонтьева и Л.В. Запорожца, возможна лишь при изменении места человека в системе общественной деятельности. Будучи даже не всегда осознаваемыми, эти установки тормозят готовность человека действовать активно и в нужном направлении, подавляют его творческий потенциал.

Так, свойственные ребенку положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость, восхищение, симпатия, сострадание) способствуют развитию таких черт характера, как оптимизм, доброжелательность, жизнерадостность, великодушие. Если же закрепляются отрицательные переживания (раздражение, недовольство, отчаяние, разочарование, страх), это может способствовать появлению таких черт личности, как агрессивность, боязливость, малодушие, пессимизм и т. д.

В связи с этим, на седьмом году жизни продолжается работа над  закреплением в эмоциональной сфере детей положительных эмоций, а также по коррекции негативных эмоциональных состояний, таких как тревожность, агрессивность, импульсивность, конфликтность.

Закрепившись, негативные состояния начинают регулировать психическую деятельность и поведение ребенка нежелательным образом, приводят к заниженной самооценке, негативизму, упрямству. Дети подготовительной к школе группы продолжают нуждаться в адекватизации самооценки, поэтому выработка  положительной самооценки ребенка  продолжает оставаться одной из центральных задач программы/

Проблема повышенной тревожности детей старшего дошкольного возраста также крайне актуальна. По данным исследований, у некоторых детей подготовительной группы тревожность не снижается, а даже повышается, особенно учебная тревожность. Это связано в первую очередь, с психотравмирующим характером познавательного общения в ДОУ и в семье при подготовке к школе.

Если в детстве ребенок постоянно чувствует себя неуспешным, то у него накапливается отрицательный опыт, нарастают беспомощность, страх, скованность, робость, ощущение неуверенности в себе. Это может сопровождаться постоянным повышенным стремлением к внешней похвале, одобрению, участию, а также готовностью соглашаться с мнениями других.

Следовательно, необходимо продолжать работу по  формированию у детей   уверенности в собственных силах.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Следовательно, огромное значение на седьмом году жизни приобретают умение детей конструктивно общаться, развитие дружеских взаимоотношений.

Особое значение на седьмом году жизни приобретает работа по формированию нравственного сознания и самосознания личности. Это одно из важнейших новообразований данного возраста.

Поскольку не всегда созданы оптимальные условия для поддержания благоприятного эмоционального самочувствия детей в их ближайшем окружении (нарушения внутрисемейных отношений, межличностных отношений ребенка со сверстниками и др.), для более эффективного формирования психологического здоровья дошкольников была разработана и представлена система работы психолого-педагогической службы ДОУ с родителями и с педагогами.

Направления коррекционной работы:

К основным направлениям коррекционной работы относится:

1. Психодиагностика-углубленное психолого-педагогическое изучение дошкольников, на протяжении всего периода обучения в ДОУ, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе  воспитания и обучения, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации дошкольников.

2.Психологическая коррекция - активное воздействие на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранение в детском возрасте, и сохранение её индивидуальности, осуществляемое на основе взаимодействия специалистов ДОУ (педагог- психолог, логопед, воспитатели, медработник).

3.Психологическое консультирование - оказание помощи  воспитанникам  ,их родителям (законным представителям),педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством  психологического консультирования.

4.Психологическое просвещение – формирование у воспитанников, их родителей, педагогических работников и руководителей ДОУ потребности в психологических знаниях, желание использовать их в интересах ребёнка и собственного развития, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта воспитанников на каждом  возрастном этапе.

5. Психологическая профилактика и предупреждение возможных явлений дезадаптации  воспитанников ДОУ, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам ДОУ, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения, развития.

Специфика работы педагога-психолога с детьми дошкольного  возраста такова:  в целях выявления особенностей психического  развития детей, установления нарушений интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационно-личностной сфер, особенностей взаимоотношений детей со сверстниками и взрослыми проводятся диагностические обследования детей старших и подготовительных групп ДОУ. Прежде, чем перейти к рассмотрению нарушений и способов и средств коррекции, необходимо провести границу между нарушением и нормой. Это необходимо для того, чтобы не устранить необходимые для развития ребёнка факторы, те, которые лишь на первый взгляд кажутся проявлениями нарушений, и не обойти вниманием те элементы поведения ребёнка, которые возможно  и не вызывают особых  опасений взрослых, так как не проявляются ярко ,и которые являются следствием нарушений эмоционально-мотивационной сферы личности ребёнка. Границу нормы и патологии трудно определить. Однако задачи, стоящие перед специалистом, работающим с детьми требуют выделения  критериев «нормы и патологии». Педагог-психолог учитывает то, что каждый ребёнок-это уникальный, неповторимый случай, поэтому диагностика представляет собой сложную работу.

Определить проявление нарушений можно по следующим признакам:

1.Нарушение какой-либо  сферы личности, психики ребёнка всегда оказывает негативное действие на другие сферы, в результате чего те деградируют, либо замедляют развитие.

2.Нарушение проявляется в поведении, т.е. его можно опознать  при наблюдении. Однако надо учесть, что не все нежелательные  для взрослых поступки ребёнка являются результатом искажений и нарушений в его личности. Если же трудновоспитуемость проявляется не в критические возрастные периоды(0,1,3,7лет), то необходимо исследовать причину проявления таких форм поведения у ребёнка.

3.Психические нарушения приводят к социальной дезадаптации: к сужению круга людей, с которыми ребёнок может нормально взаимодействовать (например, только в семье), к тому, что в группе детей ребёнок имеет социометрический статус «отверженного».

4.Психические нарушения оказываются барьером на пути воспитательных взаимодействий. Таким образом, задача устранения нарушений оказывается первичной, по отношению к собственно воспитанию.

5.Нарушения психики и личности часто приводят к психосоматическим заболеваниям.

В результате обследования выявляются дети с нарушениями в общении, страхами, агрессивностью, психомоторной гиперактивностью, неустойчивым настроением, неуверенностью, общим уровнем психического развития ниже нормы и другими проблемами. В ДОУ создаются группы детей, нуждающихся в психологической помощи. Группы формируются на основании результатов, полученных в ходе обследования, анамнестических сведений о детях, наблюдений за ними, информации о них от воспитателей и родителей.

Каждая коррекционно-развивающая группа состоит из 6-8 детей. Группы формируются не по одному какому- то признаку, а напротив, дети с разнообразными проблемами занимаются вместе, в одной группе.

В журнале фиксируются причина назначения того или иного ребёнка на занятия, что в дальнейшем помогает при планировании воспитательных, психотерапевтических целей для данной группы в целом

Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями.

Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.

При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития.

Применение коррекционных  методов полностью зависит от причин, которые обусловили агрессивное поведение.

1.Игнорирование  агрессивной тенденции,  нефиксированные на ней  внимание окружающих;

2.Включение агрессивного действия в контекст игры и придание ему нового  социально приемлемого, эмоционально наполненного смысла. Этим обеспечивается возможность  для ребёнка разрядки агрессивных тенденций без ущерба для отношений с окружающими.

3.Установление запрета на агрессивные действия ребёнка (не разрешать ребёнку проявлять агрессию).

4.Активное подключение психолога в игровой ситуации к разворачиванию или «растягиванию» агрессивных действий, в основе которых чаще всего  лежит страх.

5.Психодрама: произвольное вызывание аффекта с последующим катарсисом – разрешением, снятием эмоционального напряжения

Работа с родителями гиперактивного  или агрессивного  ребенка является сложной, так как часто родители, имеющие такого ребёнка, испытывают неприязнь  к нему и обращаются за помощью к психологу лишь для  «усмирения», а не за помощью ему.

Во-первых, необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей.

Во-вторых, необходимо изменить установку родителей на ребёнка. Необходимо вызвать жалость к ребёнку со стороны родителей, показать, что ребёнок не виноват - это в первую очередь несчастный ребёнок. Необходимо объяснить механизм проявления гнева, агрессивности как эмоционального нарушения.

В-третьих, надо вызвать воспоминания родителей   о собственном детстве, о причинах их собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Возможно, это «вскроет» многие личностные комплексы, тогда необходимо проводить стабилизацию личности каждого родителя, оказать психологическую помощь.

В-четвертых, необходимо выяснить отношения родителей к ребёнку до рождения и в первые месяцы его появления. Возможно, само выяснение причин отвержения ребёнка изменит отношение к нему родителей.

1 этап работы - снятие чрезмерной двигательной активности путем физических упражнений;

2 этап работы-формирование навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками;

3 этап-формирование самоконтроля.

Необходим тесный контакт специалистов ДОУ, «консилиум», дающий возможность осуществить обмен диагностической информацией и отработать оптимальные приёмы профессионального взаимодействия, выбрать наиболее адекватные методики при коррекции эмоционально-волевой сферы у  детей. Совместно со специалистами ДОУ – логопедом, физинструктором, музруководителем, медсестрой, педагог-психолог выстраивает коррекционно-развивающую работу.

Каждое занятие строится по следующим блокам: ознакомительно-организационный блок: настройка детей на занятие; коррекционно-развивающий блок: снятие психоэмоционального напряжения, коррекция эмоционально-личностной сферы ребенка; аналитико-рефлексивный блок: анализ отношения участников к занятию, к окружающим, рассмотрение перспектив на дальнейшую работу.

Этапы индивидуальной работы с детьми:

Первый этап. Приступая к индивидуальной работе, педагог изучает научно-методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребенка.

На втором этапе педагог-психолог продолжает наблюдать и изучать детей в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Опыт показывает, что, изучая детей,  можно использовать  как традиционную методику, так и альтернативную, например, методы психолого-педагогической диагностики, помогают изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребенка), а также эффективность воспитательного процесса.

Для успешного формирования личности  ребенка, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются, по И.П. Павлову, в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях поведения человека, его основных чертах).

Для холерика  характерна цикличность в деятельности и переживаниях. Он может быть резок в отношениях, вспыльчив, повышено, раздражителен, эмоционально реактивен. Вместе с тем он способен отдаваться делу до конца, готов преодолевать любые трудности, препятствия. В отношении холерика педагоги  вырабатывают программу воспитания, в которой основное внимание обращается на укрепление процессов торможения, требования доводить дело до конца, обучение приемам самоконтроля,

саморегуляции.

Сангвиник, по характеристику И.П. Павлова, горячий очень продуктивный деятель, но лишь тогда, когда у него есть много интересных дел. Ему присущи подвижность, легкая приспособляемость к изменяющимся условиям жизни. Он общителен, быстро находит контакт с людьми, его характеризует гибкость ума, остроумие, способность быстро схватывать все новое, легко переключать внимание. Педагоги  для группы детей сангвинистического темперамента планируют дела с учетом их интересов, привлекают к активной деятельности, поддерживают оптимистическое состояние духа.

Дети-флегматики излишне спокойны, малоподвижны, инертны, они доводят дело до конца, равны в отношениях, в меру общительны. По И.П. Павлову, флегматик – спокойный, настойчивый и упорный труженик. По отношению к флегматикам педагоги не делают поспешных выводов, должен стараться направлять их действия и поступки, давать время для «раскачки».

Особое внимание надо уделять детям-меланхоликам. Эти дошкольники не общительны, замкнуты, впечатлительны, обидчивы, со слабыми процессами возбуждения и торможения. Их пугает новая обстановка, новые люди, они склонны уходить в себя, замыкаться в одиночестве. Однако в спокойной, привычной обстановке меланхолик может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами, отличаться большой тактичностью. Для этих детей следует создавать такие условия, которые вызывали бы у них как можно больше положительных эмоций, способствующих адаптации в коллективе, в общении с людьми.

На третьем этапе индивидуальной работы на основе установленного уровня воспитанности  педагог  проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств дошкольника. Проектирование развития личности основывается на сравнении наличного уровня воспитанности ребенка  с его идеалом и осуществляется в процессе составления дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребенка.

Проектирование личности отдельного дошкольника предполагает также знание воспитателем уровня воспитанности группы, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого воспитанника, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

На четвертом этапе  индивидуальной работы происходит дальнейшее изучение детей, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учетом уровня развития конкретного ученика, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания, хотя выбор и система их относительно конкретной личности согласуется, как уже отмечалось, с ее индивидуальными способностями и программой ее развития и формирования. Вместе с тем широко применяются методы индивидуального педагогического воздействия: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

Использование  воспитателем указанных методов относительно каждого дошкольника должно быть индивидуализировано.

Заключительным, пятым, этапом  индивидуальной работы с детьми является корректирование. Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых, воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ  он используется и при составлении характеристик детей, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности. Наиболее эффективными методами и приемами корректирования являются наблюдение и самонаблюдение, анализ и оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль. Все эти методы и приемы используются в комплексе, уточняя, дополняя полученные данные и результаты индивидуальной работы с детьми.

Таким образом, индивидуальный подход – важнейший принцип воспитания, обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания учебно-воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и форм с учетом общего и особенного в личности каждого дошкольника  для обеспечения гармоничного, целостного его развития (социально-типичного и индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуальной работы зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания детей в данной группе, от установления уровня воспитанности каждого ребенка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и педагогического мастерства педагога. Индивидуальный подход требует от каждого педагога знания практических рекомендаций, советов и умения претворять их в жизнь.

Работа психолога ведется совместно с педагогами ДОУ, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку медика - психолого-педагогической помощи с указанием этапов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение современных лечебно - оздоровительных мероприятий.

У многих детей, прошедших курс  коррекционно-развивающих НОД, вырабатываются положительные черты характера (смелость, уверенность, доброта и т.д.), им  становиться  легче  общаться со сверстниками, они лучше

понимают чувства других и легче выражают свои. У детей изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, самоуважения, уверенность в своих силах и в себе, повышается самооценка. Дети знакомятся с правилами этикета, изучают приёмы и методы психомышечной релаксации и могут их применять.

С детьми, проблемы которых после проведённого курса занятий исчезли не полностью, проводятся дополнительные индивидуальные занятия.

Результативность, эффективность программы можно выявить путём обследования, проводимого 2 раза в год: до  начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:

Оценку детьми своих эмоционально-личностных качеств, навыков общения (тесты «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек»);

Оценку детей воспитателями, родителями (путём анкетирования);

Обследование детей педагогом-психологом (изучение познавательной сферы психики - пакет методик, изучение эмоционально-волевой и личностной сфер - пакет методик).

Цель программы: развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников, раскрытие творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Задачи программы:

-познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом, отвращением, презрением,

-способствовать обогащению эмоциональной сферы ребёнка,

-натренировать недостаточно развитые психические функции,

- развивать и совершенствовать коммуникативные навыки,

- профилактика страхов,

-снятие психоэмоционального напряжения,

-удовлетворение потребности в признании,

-научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки),

-обогащать словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения.

- развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях и формирование адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.

- обучение детей правилам хорошего тона.

-повышение уровня самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния в ходе общения, формирование терпимости к мнению собеседника.

-коррекция нежелательных личностных особенностей,

поведения, настроения.

-совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, воображения, речи.

-помощь ребёнку в осознании своего реального «Я», повышении самооценки, развитии потенциальных возможностей, отреагировании внутренних конфликтов, агрессивных тенденций, уменьшении тревожности, беспокойства и чувства вины.

Основные методы обучения:

1.Этюды;

2.Упражнения (творческого и подражательно-исполнительского характера)

3.Игры с правилами: сюжетно-ролевые,словесные,подвижные,музыкальные 4.Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

5.Дидактические,развивающие игры;

6.Чтение художественных произведений.

7.Беседы.

8.Мини-конкурсы.

9.Моделирование и анализ заданных ситуаций.

14.Свободное тематическое рисование.

15.Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуки природы, релаксационной музыки.)

1-й блок. Овладение детьми языком эмоций

1-й раздел.  Мимика.

Развивать умение детей произвольно регулировать движения мышц лица.

Учить распознавать эмоциональные состояния человека по его пантомимике (жестам, позе).

Учить с помощью пантомимики передавать эмоциональное состояние (радости, грусти, гнева, злости, страха, стыда, удивления).

3-й раздел.  Закрепление в эмоциональной сфере положительных эмоций

Знакомить детей с различными способами повышения настроения (изодеятельность, игровая деятельность).