программа эмоционального развития Страна чувств

Программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств»

В последние годы активно реформируется система дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются разнообразные программы дошкольного воспитания, но, к сожалению, личностное развитие ребенка получает в вариативных программах недостаточное внимание. Во многих дошкольных учреждениях работа строится таким образом, что приоритет отдается интеллектуальному развитию ребенка, отодвигая в тень становление эмоциональной сферы. В результате нарушается гармония развития будущей личности .

Мы живем в эпоху социально – экономической нестабильности в обществе. что приводит к увеличению числа детей – дошкольников с нарушениями в поведении и эмоционально – личностном развитии. В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством. неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Помочь им преодолеть эти трудности, сформировать желание общаться – в наших силах. И делать это целесообразно, пока ребенок еще маленький.

Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребёнку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей и коррекцию уже имеющихся. Составленная мной программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств» для детей старшего дошкольного возраста нацелена на оказание помощи в становлении личности ребенка дошкольного возраста, развитии его самосознания, умении дифференцировать и адекватно интерпретировать эмоциональные состояния. Занятия по программе будут способствовать развитию его индивидуальности, повышению самооценки, снижению тревожности, обретению уверенности в себе.

При разработке содержания программы «Страна чувств» я ориентировалась на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и почувствовать свое поведение.

Поводом для написания программы занятий послужило увеличение обращений педагогов и родителей детей с различными нарушениями: повышенная тревожность, повышенная напряжённость, агрессивность, неуверенность, замкнутость, нарушения в общении и т. д.

Целипрограммы:повысить осознание ребенком своих эмоциональных проявлений и взаимоотношений с другими людьми и тем самым гармонизировать развитие его личности в целом;

коррекция негативных тенденций социально – эмоционального развития детей.

- создание условий, обеспечивающих свободное выражение эмоциональных состояний, чувств;

- осознание собственной ценности, умение принимать себя таким, какие есть;

-развитие навыков совместной деятельности.

-формирование установки «Я – хороший, ты — хороший».

- позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);

- безусловного принятия ребенка психологом для формирования у него чувства безопасности;

-индивидуального подхода (максимальный учет психического своеобразия и индивидуального опыта каждого ребенка);

- развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);

-демократизма в объединении взрослого и ребенка, соблюдении равноправия;

-поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности;

-свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

-создание ситуации безопасности, доверия;

-эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;

-анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;

- ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;

- прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной для релаксации, «звуков природы» и др.

Программа « Страна чувств» состоит из 28 занятий;

Форма проведения – групповая; продолжительность одного занятия – 30- 35 мин, что соответствует требованиям программы воспитания и обучения детей в детском саду;

Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Структура и содержание занятий.

Занятие состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная

Цели:

- установить эмоциональный контакт с детьми;

-развить чувство единства, сплоченности;

- обучить действовать согласованно. Здесь использованы «Приветствия», «Вхождение в сказку» и др.

Часть 2. Основная

Проводятся психологические упражнения, игры, этюды, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально – личностной сферы ребенка; игры, упражнения, задания на снижение уровня тревожности, развитие эмоционального мира ребенка, коммуникативных навыков; психогимнастика, релаксация. Эта часть состоит из повторения предыдущего занятия (рефлексия), узнавания нового: отработки, закрепления, интеграции (новый опыт ребенка связывается с реальной жизнью), обобщения (приобретенный опыт).

Часть 3. Заключительная

Цели: закрепить положительные эмоции от работы на занятии, «выйти» из сказочной ситуации, действовать совместно.

В конце занятия детям может быть предложено творческое домашнее задание.

Ожидаемые результаты:

- психофизически здоровый ребенок –дошкольник,владеющий некоторым арсеналом способов саморегуляции;

-обладающей адекватной самооценкой;

-имеющий сформированную познавательную мотивацию, творчески мыслящий;

-социально компетентный, готовый жить в меняющемся социуме и характеризующийся определенной самостоятельностью.

Практическая значимость программы

Предлагаемая программа эмоционального развития дошкольников «Страна чувств» апробировалась в работе с детьми старшего дошкольного возраста в детском саду № 368 «Теремок» Авиастроительного района города Казани. Критерием работы стало постепенное проявление результатов. У детей прошедших весь цикл занятий, отмечалась положительная динамика: снижение интенсивности проявлений тревожности, исчезновение нежелательных форм поведения, а также более позитивная и адекватная оценка себя. Кроме того, критериями эффективности программы выступали: позитивная динамика эмоционального развития ребенка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств и эмоций; гармонизация образа «я», выступающая в преобладании позитивных самооценок ребенка по отношению к себе; увеличение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях (по результатам психодиагностического обследования).

Эффективность программы выявлялась путем обследования, проводимого до начала и по завершении цикла развивающих занятий.

Компоненты программы

Задания, игры, упражнения, входящие в программу, вводятся постепенно, начиная с первого раздела, а затем усложняются на любом этапе цикла.

Примерные планы занятий предоставлены в приложении №1.

Приложение 1

Примерный план занятий по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошк ольного возраста «Страна чувств».