Развитие творческих способностей воспитанников детского дома средствами театральной деятельности

Я не поэт, но я скажу стихами, А вы о них судите сами. Мы театралы — всем на зависть, Хоть и не вышли ростом малость. Мы выжигаем, лепим, дружим, И потому ничуть не тужим! И с куклами друзья мы тоже. Ведь куклы на людей похожи. Они ввели нас в новый век. Хороший кукла человек! Нас с нею горе — не беда, Мы любим кукол. Да-да-да! Театру — десять! Театр наш малый изначально И развивался театрально. Мы текст читали и учили, А в перерывах кукол шили: Кота, козу, лисицу, волка. Ну, всех зверей не перечесть. Был и петух, и колобок. Все, сколько в наших сказках есть.

А дальше — и тоже в стихах — говорилось о наших репетициях и постановках, о сказочных сюжетах, представленных зрителям за десять лет существования детдомовского театрального клуба. Ну а не очень искусно отделанные стихотворные ритмы и рифмы чтецы компенсировали искренностью их исполнения, выразительной мимикой и жестикуляцией. Все, как учили.

Лидия Леонидовна ВОЛЬНИКОВА, воспитатель ОГОУ «Детский дом №5», руководитель театрального клуба «Пиноккио», г. Биробиджан Детский театральный журнал №4, 2011

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольников? Среди многочисленных игр у детей пользуются игры в “театр”, драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы или театральные представления. Причем в одних случаях дети сами изображают персонажей сказки, в других – персонажами становятся их игрушки, куклы. Иногда они целиком передают содержание литературных произведений, но порой изменяют, дополняют его. Сравнивая эти детские игры с их обычными, повседневными сюжетно-ролевыми играми нетрудно заметить разницу между ними в характере игровой деятельности. Если первые игры (будем называть их театрализованными) имеют заранее известное содержание, то вторые обретают содержание в процессе своего развития. Дети свободно распоряжаются знакомым литературным материалом, и редко выходят за рамки заданного автором действия. Видимое несоответствие между действиями ребенка и разыгрываемым произведением, принимаемое многими за творчество, мы объясняем отсутствием у детей умения образного воплощения, но еще не проявлениями творчества.

И все же нет основания отрицать возможность творческих проявлений детей в театрализованных игpax, поскольку театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе творческой деятельностью. Когда же, проявляется эта возможность и при каких условиях? Что вообще можно считать творческими проявлениями детей в театрально-игровой деятельности? На все эти вопросы следует ответить прежде, чем искать пути развития театрально-игрового творчества детей дошкольного возраста.

На страницах методической литературы широко освещается опыт практических работников по организации театрально-игровой деятельности дошкольников. Однако обращает на себя внимание тот факт, что из всех известных видов театрализованных игр предпочтение отдавалось играм-драматизациям, т. е. играм, где дети сами (а не куклы) изображали героев литературных произведений. Изучение исследовательской и методической литературы показало, что театрально-игровая деятельность детей рассматривалась лишь с точки зрения ее содержания и общевоспитательного значения. Выдвинутая Н. Карпинской проблема развития способностей в процессе игры-драматизации коснулась прежде всего способность к театральному творчеству.

Н.С.Карпинская, рассматривая игру-драматизацию в качестве средства развития творческих способностей детей, указывает на сходство и различия игровой драматизации и сюжетно-ролевые игры. И в той и другой играющие берут на себя определенные роли и действуют в соответствии с тем, как развертывается содержание игры. Но в сюжетно-ролевых играх дети отражают впечатления, полученные непосредственно от окружающей действительности, а в играх-драматизациях – впечатления от литературного произведения, отражая жизнь в художественных образах. В игре-драматизации инициатива и творчество детей направлено на лучшее выполнение взятой на себя роли. Важно не только что изображается, но и как изображается. В драматизации очень важен качественный результат деятельности. Интерес детей к качеству в ряде исследований, в научно-методических публикациях доказана возможность активного и творческого участия дошкольников в играх-драматизациях.

Драматизировать – значит разыграть в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры его персонажей. Игра-драматизация – деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения её способностей, умений, навыков.

Игра-драматизация занимает особое место при решении задач художественного воспитания и развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ее родством с театром. “В театрализованных играх детей можно видеть переход от игры к драматическому искусству, разумеется, еще в зачаточной форме”, - так писал об этом отечественный психолог Б. М. Теплов. Синтетический характер театрального искусства закономерным образом переносится в игру-драматизацию дошкольников. В связи с этим игра-драматизация требует от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театральной, театрализованной, изобразительной, музыкальной) и деятельности самопознания. Действия, производимые детьми в игре-драматизации, более сложны, чем в сюжетно-ролевой игре при подражании увиденному в жизни. Здесь ребенку необходимо не только воссоздать какой-либо из встречающихся в жизни объектов, но и поставить его в условия, предложенные автором литературного текста. Литературное произведение подсказывает, какие действия следует выполнять, но в нем нет указаний о способах воплощения их - движениях, мимике, интонациях. Это, в свою очередь, инициирует проявление детского творчества при подборе изобразительных и выразительных средств создаваемых образов. Сохраняя замысел автора и основную идею художественного произведения, дети привносят в сюжет свои впечатления об окружающей действительности, реализуют свой жизненный опыт. Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького малыша к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть. Таким образом, процесс игры-драматизации возможен, если ребенок:
  1. имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
  2. имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
  3. включается в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок -“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).
Исследователями А. Г. Гогоберидзе и С. Г. Машевской была предпринята попытка классификации игровых позиций, исходя из индивидуальных способностей и возможностей дошкольников. С опорой на предложенную классификацию разработаны следующие характеристики данных позиций в игре-драматизации.
  1. Ребенок- “режиссер” - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
  2. Ребенок-“актер” - наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
  3. Ребенок -“зритель” - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче “участвовать в игре” со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
  4. Ребенок- “декоратор” - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита.
Проблема развития игровой деятельности дошкольников одна из актуальных проблем современной педагогической науки, теории и практики дошкольного образования. Хорошо известны реальные трудности, с которыми педагоги зачастую сталкиваются на практике при организации и проведении театрализованной деятельности.
  1. Это связано с недостатком учебного времени т.е с общей загруженностью воспитателей.
  2. Недопониманием значения театрализованной деятельности для развития ребенка-дошкольника.
  3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности
  4. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.
  5. Театрально-игровая деятельность характеризует примитивность и “свернутость” импровизации, бедность исполнения для создания образа средств выразительности и другое.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны дефицит театрального искусства в жизни детей.

Преодоление этого противоречия возможно только при обеспечении синтеза театрализованной деятельности путем ознакомления детей с театром, как с видом искусства и организации театрально-игровой деятельности самих детей .

Организация театрально-игровой деятельности имеет цель – через театр научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Развитие творчества дошкольников – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество детей в их театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
  1. как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета)
  2. исполнительское (речевое, двигательное)
  3. оформительское (декорации, костюмы, атрибутика и др).

Становление компетентности ребенка готовности к игре-драматизации осуществляется при поддержке родителей и в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. В этой связи важнейшим условием становится позиция педагога, его отношение к игровой деятельности детей. Только личная заинтересованность и “включенность” педагога в процесс развития театрализованной деятельности дошкольников позволит ему учитывать и развивать индивидуальные возможности ребенка в игре-драматизации, а также создавать внешние условия, активизирующие потребность детей в игре-драматизации, условия, содействующие ее развитию.

Таким образом, становится очевидным, что развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста зависит от определенных условий. К ним относятся внутренние условия - индивидуальные возможности и способности детей в театрализованной деятельности - и внешние условия, к которым относится семья ребенка, его родители, педагог, использующий потенциал педагогического процесса в развитии игровой деятельности детей.

Авторы проекта увидели актуальность своего исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Это определило тему нашего исследования “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры”.

Предмет исследования: театрализованные игры, развивающие творческие способности детей дошкольного возраста.

Гипотеза: творческие способности детей дошкольного возраста будут развиваться эффективнее при условии, способствующих их развитию:
  1. Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста, через театрализованные игры (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций и т.д.).
  2. Апробация системы занятий на основе дидактических игр и упражнений.
Задачи исследования:
  1. Проанализировать имеющийся опыт педагогов исследователей по изучаемой проблеме.
  2. Выявить основные компоненты развития творческих способностей детей дошкольного возраста на основе анализа методико-педагогической литературы.
  3. Определить уровень развития коммуникативных способностей.
  4. Определить условия, отрицательно влияющие на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе театрализованной игры (диагностика состояния игровой среды для театрализованной деятельности в группе).
  5. Провести диагностику изучения игровых интересов и предпочтений детей дошкольного возраста в играх-драматизациях.
  6. Диагностика изучения игровых позиций дошкольников в играх-драматизациях (этюды и упражнения на выявление актерских, режиссерских умений и умений декоратора, беседа-игра на выявление зрительских умений)

Предполагаемый результат:

Таким образом, Мы стремимся к тому, чтобы театрализованные игры развивали творческие способности детей дошкольного возвраста.

Методы исследования:
  1. Анализ литературы по проблеме исследования.
  2. Изучение передового педагогического опыта
  3. Педагогическое наблюдение
  4. Анализ.
  5. Диагностирование
  6. Составление конспектов-занятий.

Этапы работы проекта.

Используемая литература:
  1. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализ.деятельность детей 4-6 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. М. Просвещение. 2005г.
  2. Куцакова Л.В. Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка дошкольника: Програм.-метод. пособие – М. Гуманит. изд. центр Владос, 2004г.
  3. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. ТЦ Сфера, 2004г.
  4. Петрова Т.И. Сергеева Е.Л. Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду: Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. – М. Школьная Пресса, 2004г.
  5. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа “Театр-творчество-дети”: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. М. АРКТИ, 2004г.
  6. Соломоник И.Н. Куклы выходят на сцену: Кн. для учителя –М. Просвещение 1993г.

Актуальность исследования в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для творческого развития способностей детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

Это определило тему нашего исследования “Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через театрализованные игры.