Свежие публикации

Проблемное обучение — средство развития творческого потенциала личности ребенка-дошкольника

1.Развитие творческой личности - цель современного образования.

3. Взаимосвязь обучения и творчества на занятиях.

4. Деловая игра по проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Развитие творческой личности — цель современного образования

Что такое творчество? Взгляды философов сводятся к тому, что творчество — это процесс, который направлен на создание новых ценностей, в нем объединены объективное и личностное, субъективное (Н. А.Бердяев, Э. В.Ильенков и др.). Творчество рассматривается философами как человеческая деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Изменяется и сам человек - формы и способы его мышления, личностные качества, он становится творческой личностью. Создание чего-то нового, ценного, нешаблонного, нестереотипного происходит в различных видах творческой деятельности человека. Существуют различные виды творчества как в области материального производства, науки, так и в сфере искусства: изобразительного, музыкального, словесного, актерского, оперного и т. д.

Предпосылками к творчеству могут быть: умение человека нестандартно мыслить, находить оригинальные решения, способность к воображению; умение видеть внутренние связи между различными явлениями,

событиями; способность решать не только конкретные задачи, но и умение прогнозировать перспективу развития идей для будущего.

В области искусства творчество проявляется особенно ярко при создании художественных (картин, скульптур, архитектурных памятников), музыкальных (оперы, балета, симфонии), литературных (повести, романа, стихотворения), театральных (актерское исполнение роли, режиссерская постановка спектакля, художественное оформление декораций и т. д.) произведений.

Проявление творчества у детей дошкольного возраста, как отмечают психологи Л. С. Выготский, А. В.Запорожец, возникает не сразу, а постепенно, так как в процессе развития происходит переход от более элементарных и простых форм выражения к более сложным. Каждому возрастному периоду детства свойственна своя форма творчества, поэтому необходимо своевременное и целенаправленное воздействие на ребенка с целью закрепления и обогащения приобретенного опыта.

Любой вид художественного творчества основывается на развитии эстетического восприятия, образных представлений, образного мышления, воображения, что способствует обогащению изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, конструктивной деятельности. И напротив, неразвитость эстетического восприятия, низкая сенсорная культура не позволяют детям творчески решать задачи выбора содержания, способов изображения.

А. В.Запорожец писал, что способность понимать прекрасное не только умом, но и сердцем наиболее успешно развивается лишь тогда, когда ребенок является не пассивным объектом эстетических воздействий, а активно воссоздает художественные образы, участвуя в доступных ему формах деятельности.

Детям дошкольного возраста присущ способ «видения целого раньше частей» (В. В.Давыдов). Внимание к специфическим видам детской деятельности - игровой, театрализованной, конструктивной, музыкальной, изобразительной - может обеспечить всестороннее развитие ребенка. создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить возможность каждому ребенку пережить радость творчества.

По утверждению Н. Н. Поддьякова, творчество детей носит глубоко личностный характер: оно определяется неповторимостью личности ребенка, неповторимостью накопленного им опыта деятельности. Поэтому процесс творчества чрезвычайно индивидуален и его развитие требует тщательного учета индивидуальных особенностей ребенка. Подчас слишком регламентированное воспитание и обучение в детском саду не способствует формированию творческого мышления. Анализ педагогической практики показал, что часто деятельность детей носит репродуктивный характер. Например, воспитатель дает образец, следуя которому дети лишаются возможности самостоятельного поиска способов действий.

Еще одна важная особенность творчества детей - оно всегда насыщено яркими положительными эмоциями. И благодаря этому привлекает внимание детей, которые познают радость первых своих «открытий», удовольствие от своих новых рисунков, построек и т. д. Яркие положительные эмоции становятся основой формирования острой потребности детей в том или ином виде творчества. Как отмечают Н. Н.Поддьяков, Л. А.Парамонова, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений с целью их познания и освоения. Начиная с младшего дошкольного возраста, эта деятельность выступает в форме так называемого «экспериментирования», которое интенсивно развивается на протяжении всего дошкольного детства. Детское

«экспериментирование» характеризуется общей направленностью на получение ребенком новых знаний и сведений и выступает как основной мотив деятельности.

Поэтому такой актуальной является разработка новых современных методов обучения, при которых ребенок приобретал бы умение экспериментировать с различными предметами и явлениями, что расширит его возможности самостоятельно, творчески добывать новые знания, выходить М пределы того материала, который дает ему взрослый. Для активизации этого процесса необходимо формировать у дошкольников знания и умения в гибкой, подвижной, вариативной форме. Проблемное обучение способствует созданию положительного эмоционального тонуса на занятиях: дети испытывают радость познания, напряженность поиска, радость первых самостоятельных

находок.

Однако, чтобы эффективно применять проблемное обучение в работе с дошкольниками, педагог должен знать о тех условиях, в которые следует ставить ребенка, чтобы стимулировать творческое мышление, пробудить потребность в решении проблем. Одно из таких главных условий - создание проблемной ситуации. Именно она, по мнению психологов, составляет необходимую закономерность творческого мышления, которое, в свою очередь, имеет исключительное значение для человеческой практики, так как делает реальной цель современного образования — развитие творческой личности.

Деловая игра по проблеме развития творческих способностей дошкольников

I . Дискуссионная часть

1. Мышление, его основная функция

Мышление - это процесс решения человеком новых для

него проблем. Основная функция мышления — открывать неизвестное, новое.

Творческое начало в ребенке может развиться лишь в творческой деятельности. При проблемном обучении деятельность педагога заключается в том, что он не преподносит детям знания в готовом виде, а учит видеть и решать новые проблемы, открывать новые знания. При таком обучении деятельность ребенка приобретает поисково-исследовательский характер, предполагает сотрудничество педагога с ребенком в творческой деятельности по решению новых для него проблем. Все это способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления» (С. Л.Рубинштейн), так как развитие творческого потенциала ребенка может осуществляться в творческой деятельности, специально организуемой педагогом.

2. Виды обучения дошкольников, их характеристика.

Традиционный процесс обучения

Традиционное обучение строится с опорой на память и воспроизводящую деятельность, что способствует развитию воспроизводящей стороны, мышления.

Деятельность педагога:

Трансформация знаний и истин в готовом виде от педагога к ребенку.

Деятельность ребенка:

Восприятие и запоминание знаний в готовом виде как истин в последней инстанции.

Проблемное обучение

Проблемное обучение предполагает сотрудничество ребенка с педагогом в творческой деятельности по решению новых проблем, что способствует «воспитанию подлинного, самостоятельного, продуктивного, творческого мышления».

Деятельность педагога:

Учит мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на открытие нового при решения проблем.

Деятельность ребенка:

Приобретает поисковый, исследовательский характер а процессе решения проблем, открытия новых знаний и способов действий.

3. Проблемная ситуация, ее основные компоненты:

- неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

- творческие возможности и достигнутый уровень :шаний.

противоречие

постановка проблемы

познавательная деятельность

гипотезы, участие в беседе, выполнение заданий, открытие нового знания (способа деятельности)

вывод

4. Противоречие - основное звено проблемной ситуации

С. Л.Рубинштейн: «Особенно острую проблемность ситуация приобретает при обнаружении в ней противоречия. Наличие в проблемной ситуации противоречивых данных с необходимостью порождает процесс мышления, направленный на их «снятие».

Чем ярче в проблемной ситуации выражено противоречие, тем более острую проблемность она приобретает.

5. Способы создания проблемных ситуаций

1. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

2. Проблемная ситуация возникает при преднамеренном побуждении детей к решению новых задач старыми способами.

3. Проблемную ситуацию педагог может создавать, побуждая детей выдвигать гипотезы, делать предварительные выводы и обобщения. Противоречие в данном случае возникает в результате столкновения различных мнений, выдвинутого предположения и результатов его опытной проверки.

II. Практическая часть. Работа с карточками (см. Приложение).

Практические рекомендации по работе с детьми

Рекомендации по развитию творческого воображения дошкольников

- Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка (каждый ребенок талантлив).

- Каждый день работы с детьми - поиск. Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

- Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» - это наличие противоречия в объекте, когда что-то в нем хорошо, а что-то - плохо (например, солнце - это хорошо, потому что светит, греет; но солнце - это и плохо, потому что сушит, жжет).

- Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода - лед).

- Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи. », «Чем может быть. листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в. » (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).

- Беседуйте с детьми на исторические темы (например,

«История изобретения колеса.-.карандаша. »).

Рекомендации по стилю общения с детьми

- Выслушивайте каждого желающего.

- Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

- Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения.

- Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

- Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

- В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения - групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОЧКА 1

Информация. Стиль Ю. Васнецова - это слияние элементов декоративно-прикладного искусства и детского творчества.

Художник родился и вырос в Вятке, в городе русских игрушечников, где народное творчество, устное, песенное, изобразительное, театральное (вятские балаганы славились Be меньше игрушек) было органической частью быта. Истоки своего творчества - превращение реального мира в сказочный - сам Ю. Васнецов видел в «детской впечат­лительности». В его иллюстрациях таится игра - самый ранний и самый непосредственный способ познания мира.

Задание. Найдите на иллюстрации Ю. Васнецова к потешке «Ходит кот по лавочке» элементы народного творчества и черты, близкие детской игре.

КАРТОЧКА 2

Подумайте, как на материале иллюстрации С. Бордюги к сказке В. Бианки «Лис и мышонок» организовать сюжетно-ролевую игру.

КАРТОЧКА 3

Перед Вами - иллюстрация Ю. Васнецова

Придумайте рассказ к иллюстрации, который заинте­ресовал бы ребенка и побудил его к самостоятельному рассказыванию.

КАРТОЧКА 4

Рассмотрите иллюстрацию Ю. Васнецова Придумайте вопросы для беседы, способствующие развитию фантазии, воображения ребенка.

Сравнительный анализ традиционного и творческого обучения