Использование игровых приёмов на логопедических занятиях у дошкольников с нарушениями речи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

А. А. Кордумова, учитель-логопед, г. Великий Новгород

Преодоление нарушений речевого развития в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки речи могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения (1) .

Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных приемов в работе логопеда приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. На наш взгляд наиболее целесообразно использование игровых приемов, поскольку они помогают сделать занятие интересным, эмоционально-окрашенным, развивающим и познавательным, а также позволяют учесть ведущую деятельность дошкольного возраста.

Основная цель работы логопеда – формирование умений и навыков произношения звуков речи (2). В зависимости от вида речевого дефекта задачи, этапы и методы работы имеют свои особенности. Мы остановимся на рассмотрении нарушений речи наиболее часто встречающихся в практике дошкольных логопедов – дислалии и дизартрии.

При коррекции дислалии коррекционная работа состоит из трех этапов воздействия, в ходе которых логопед применяет определенные виды игр, имеющие свои цели (3).

На подготовительном этапе логопедической задачей является развитие произвольного внимания, памяти, мышления, аналитико-синтетических операций. Здесь логопед использует:

1. дидактические игры обучающего и развивающего характера:

игра «Помоги найти маму».

Цель игры: научиться различать и называть животных и их детенышей, следовать инструкции взрослого, развивать логическое мышление, память, внимание.

Материал: 36 карточек-треугольников с цветными сторонами, на которых изображены животные или их детеныши.

Ход игры: карточки-треугольники складываются в один большой равносторонний треугольник так, чтобы на стыкующихся сторонах было взрослое животное и его детеныш, а края карточек были одного цвета. Ход игры разнообразен, нами создано более 5 ее вариаций («Волшебный дом», «Строим дом», «Помоги другу», «Сочини сказку».

2. настольные игры: лото «Фрукты, овощи»

Цель игры: научиться сравнивать, обобщать, пополнять словарный запас, развивать зрительную память.

Материал: 22 карточки с изображениями овощей и фруктов, игровое поле.

Ход игры: участникам раздаются 2-3 карточки, предлагается составить рассказ-описание или придумать загадку (друге вариации игры: «Запомни и назови», «Найди общее», «Кто больше назовет», «Что спряталось? », и т. д.) .

3. игры, развивающие логическое мышление:

игра «Логический поезд».

Цель игры: пополнять словарный запас, развивать логическое мышление, память, воображение.

Материал: 87 карточек-«вагончиков» с изображением различных предметов.

Ход игры: 9 вариаций игр («Что на что похоже», «Парные картинки», «Дама сдавала в багаж», «Логические цепочки») .

Специальной логопедической задачей при коррекции дефектов произношения при дислалии является умение узнавать и различать фонемы и формирование речедвигательных умений и навыков( 4). Для формирования артикуляционной базы в логопедической практике разработан ряд упражнений, направленных на подготовку органов артикуляции к восстановительному процессу. Такие упражнения проводятся в игровой форме («Сказка о Веселом Язычке» О. И. Крупенчук, сказка «Про зоопарк» Е. М. Косинова, сказка «Веселая прогулка» Е. М. Косинова и др. развивают, уточняют, совершенствуют основные движения органов речи.

На втором этапе коррекционной работы целью педагога становится формирование первоначального умения правильного произнесения звука на специально подобранном речевом и игровом материале. Задачи этого этапа – постановка звука, формирование правильного звукопроизношения, а так же дифференциация звуков. На этом этапе игры могут применяться в ходе процессов автоматизации звуков и дифференциации их в речи: это игры, основанные на речевом материале (выделение звуков в словах, поиск слов, продолжение цепочек слов, придумывание слов и т. д.).

игра «Построй домик».

Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие.

Материал: предметные картинки-«кирпичики» 7-14 штук, большой треугольник-«крыша».

Ход игры: построить домик для героя (на звук, который автоматизируется – «Л» - для Лунтика, выбирая только те кирпичики, в названии картинок которых слышится звук «Л».

Игра «Снежинка».

Цель игры: закреплять правильное произношение звуков в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительное восприятие, образное мышление.

Материал: образец снежинки из геометрических фигур, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

Ход игры: ребенку предлагается рассмотреть образец снежинки и сложить такую же по форме, выбирая те части, на которых изображены картинки на заданный звук.

Третий этап коррекционной работы – этап формирования коммуникативных умений и навыков – имеет своей целью сформировать навыки и умения употребления звуков в речи в различных ситуациях общения. Игровые приемы этого этапа должны быть подобраны в соответствии с целями этапа и проводиться в форме творческих упражнений (разыгрывание знакомых сказок, пересказы, сюжетно-ролевые игры( 1).

При коррекции дизартрии необходимо следовать целям формирования правильного звукопроизношения, а система коррекционного воздействия должна иметь комплексный характер. Работа проводиться поэтапно, где для каждого этапа игровые приемы занимают определенное место, как одно из средств компенсации недостатков речи.

Первый этап – подготовительный – имеет задачи подготовки артикуляционного аппарата к формированию артикуляторных укладов, развитию речевых навыков, коррекцию дыхания и голоса. На данном этапе являются обоснованными:

1. приемы на развитие сенсорных функций (игры дидактические, обучающие и настольные, рассмотренные нами ранее) ;

2. игры на развитие слухового восприятия:

игра «Хитрая ложечка».

Цель игры: упражнять детей в узнавании и различении неречевых звуков.

Материал: металлическая ложка, предметы (коробка, банка, шкатулка и др.) .

Ход игры: перед детьми выставляются 4-5 предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки.

игра «Хлопни-топни».

Цель игры: упражнять детей в умении выделять слова с заданным звуком из ряда слов.

Материал: карточки со словами (для педагога) .

Ход игры: педагог называет слова, объясняет, если «зарычит собачка» (звук «Р», хлопнуть в ладоши, если нет – топнуть ногой. Аналогично: «песенка водички» (звук «С», «песенка комарика (звук «З») и др.

3. игры, направленные на развитие навыков звукового анализа:

игра «Лови-бросай, сколько звуков – называй».

Цель игры: определение последовательности и количества звуков в слове.

Материал: мяч.

Ход игры: педагог произносит слово, бросает мяч. Ребенок ловит мяч, определяет последовательность звуков в слове, называет их количество (МАК, СОН, РАМА) .

При отсутствии речевых навыков у ребенка стимулируют начальные звуковые реакции путем использования игр со звукоподражаниями:

игра «Скажи, как я».

Цель игры: упражнять в воспроизведении одинаковых звукокомплексов.

Материал: кукла, картинки.

Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать и воспроизвести звук: «А»-плачет девочка, показываем горло врачу, мальчик поет, качаем малыша и др.

Логопедической задачей является развитие и облегчение речевых коммуникаций, а игры и игровые приемы логопед использует в сочетании с индивидуальной работой над звукопроизношением.

На последних этапах работы с детьми с нарушением речи используются элементы сюжетно-ролевых игр, где осуществляется апробация навыков речевого общения в ходе диалогов, общения в различных профессиональных и бытовых ситуациях. Сюжетно-ролевые игры готовят детей к общению со сверстниками, взрослыми (игры «Магазин», «Больница» и т. д.). Элементы подвижных игр призваны укреплять физическое здоровье детей с речевыми нарушениями. «Оречевленные» подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения. Элементы творческих игр и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от речевого нарушения. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.) .

Преодоление недостатков речи требует определенной системы и особых методов и приемов коррекционной работы. Творческое их использование педагогами приведут не только к устранению речевых недостатков, но и к гармоничному развитию ребенка. Игра является одним из интересных и доступных средств обучения и воспитания детей, нуждающихся в логопедическом воздействии.

Игра "Хитрая ложечка"

Игра "Звуковой домик"

Игра "Скажи как я"

Примечания:

1. Жукова Н. С. Мастюкова У. М. Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.