Системный подход к повышению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в интеллектуальном развитии дошкольников

Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на кон кретном анализе образовательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалифи­кации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повы­шение творческого потенциала педагогов и, в конечном счете, на совершенст­ вование образовательного процесса, достижение оптимального уровня развития дошкольников.

Главным принципом методической работы является системный подход к ее организации (в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю»).

Система подразумевает множество элементов, находящихся в связях и в отношениях друг с другом, образующих определённое целое, единство. Также система обладает рядом признаков и предполагает дифференцированность, целостность взаимосвязанных компонентов, имеющих особую связь и являющихся частью системы более высокого порядка.

Системный подход предполагает, что процесс управления - это выполнение субъектом деятельности ряда последовательных операций. Он подразумевает сознательное и планомерное управление. Устанавливаются связи между сферами управления, выдвигается главная цель, затем в соответствии с ней формулируются частные промежуточные цели, ставятся задачи, продумываются средства, осуществляется контроль.

С его помощью организация рассматривается как единое целое со всеми сложнейшими её связями и отношениями, а также согласования деятельности всех её подсистем.

Данный подход раскрывается в работах В.С. Голициной, М.В. Корепановой, Л.С. Марковой и др.

Системный подход требует использования принципа обратной связи между частями и целым; целым и окружением (т.е. средой), а также между частями и окружением. Этот принцип есть проявление диалектики взаимосвязи между различными свойствами.

Системный подход открывает возможность для более полного учёта информации, обобщения опыта, коллективного обсуждения, широкого привлечения актива к управлению, целенаправленного планомерного управления с использованием всех звеньев сложного педагогического коллектива. Системное видение действительности, по Л.С. Марковой, - особая познавательная технология управления, которая ориентирует на изучение управленческого процесса как системы функций (планово - прогностическая, аналитическая, контроля, регулирования).

Таким образом, цель методической работы состоит, прежде всего, в развитии творческих способностей педагогов, в формировании их потребностей к постоянному са­ мосовершенствованию, в обеспечении информационного сопровождения обра­зовательного процесса в ДОУ.

Одним из результатов деятельности ДОУ является интеллектуальное развитие детей. Это процесс, которым необходимо управлять. В целом, процесс управления - это процесс целенаправленного, осознанного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных целей, результатов деятельности.

Управление методической работой, по мнению Т.В. Волосовец, С.Н. Сазоновой, должно быть направлено на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие педагогов. Выявление же индивидуальных различий в их педагогической деятельности и корректировка ее содержания и результатов в конечном итоге призваны способность повышению эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми.

Л.С. Марковой были выделены следующие цели методической работы: освоение наиболее рациональных методов и приемов воспитания и обучения детей; повышение методической подготовленности педагога и организации педагогического процесса; обмен опытом между членами коллектива; выявление и пропаганда актуального педагогического опыта.

Работа по повышению педагогического мастерства, должна, по ее мнению, базироваться на следующих принципах:

1. Непрерывность, систематичность и обязательность повышения профессиональной квалификации и педагогического мастерства на протяжении всего периода педагогической деятельности;

2. Плановость, охват различными видами занятий и самообразованием педагогов образовательных учреждений;

3. Опережающий характер повышения квалификации педагогических кадров с учетом новейших достижений науки и передового опыта;

4. Учет уровня подготовки, индивидуальных потребностей педагогов, дифференциация на этой основе содержания и методов повышения квалификации;

5. Ориентация на использование разнообразных методов работы с педагогическими кадрами, на стимулирование творческих поисков педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В настоящее время возникла необходимость обратить пристальное внимание специальному, целенаправленному развитию интеллектуальных функций, обучению детей дошкольного возраста технике и технологии мыслительных действий, процессам познавательного поиска. Недостаточное внимание многих авторов к периоду дошкольного детства как первоначальной ступени интеллектуального развития личности, является, на наш взгляд, неоправданным, поскольку, как доказывают современные исследования, уже в дошкольном возрасте создается благоприятный фон для интеллектуального развития детей, а возраст 5—7 лет особо важен в плане развития способности к осмыслению причинно-следственных связей и к логическому мышлению.

Очевидно, что дошкольное учреждение не должно быть простым источником воспитания и обучения. Оно должно быть ориентировано на развитие личности ребенка, его познавательных способностей, формирование ключевых компетентностей, определяющих современное качество образования. Потому так необходима модернизация содержания образования и организационно-педагогической деятельности.

Успех во многом зависит и от того, кто, развивая интеллект дошкольника, сам имеет высокий уровень его развития. Поэтому одной из задач нашей работы является развитие у педагогов способности видеть педагогическую проблему, находить новые формы организации занятий, осуществлять подбор и разработку самих заданий, выстраивать их по степени сложности; развивать у себя стремление искать новые методы работы с детьми.

Выбор системы методической работы в конкретном учреждении обуславливаются рядом факторов: задачами, стоящими перед дошкольным учреждением; результатами диагностики профессиональной деятельности педагогов и результатами работы учреждения в целом; количественным составом педагогического коллектива; целями и особенностями содержания методического мероприятия; накопленными в учреждении традициями; условиями (материальными, моральными, психологическими).

Целью проводимой нами работы является изучение проблемы управления образовательным процессом в ДОУ в интеллектуальном развитии детей.

Для осуществления поставленной цели нами поставлены следующие задачи:

1. Провести мониторинг уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ.

2. Выявить уровень интеллектуального развития у детей дошкольного возраста.

3. На основе проведенного исследования разработать комплекс мероприятий по повышению качества управления образовательным процессом в ДОУ в интеллектуальном развитии детей.

4. Осуществить оценку эффективности реализованного комплекса мероприятий.

Ожидаемые результаты работы:

- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

- увеличение количества детей с высокой степенью готовности к школьному обучению.

- внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения инновационных форм работы с детьми.

- повышение качества подготовки детей к школьному обучению.

- использование условий социума для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

- рост престижа дошкольного образовательного учреждения в муниципальной образовательной системе.

Для работы над темой интеллектуального развития дошкольников мы планируем:

  • Внедрение развивающих технологий и авторских программ педагогов в воспитательно-образовательный процесс.
  • Внедрение разнообразных форм дифференцированной и индивидуальной работы на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
  • Интеграция основного и дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.
  • Разработка системы мониторинга по отслеживанию результатов работы по развитию интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста.
  • Разработка эффективных форм работы с родителями по вопросам интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.

С целью развития у педагогов интереса к наиболее значимым, первоочередным вопросам в интеллектуальном развитии дошкольников, создания мотивации индивидуального поиска используются такие формы работы, как семинары-практикум, педагогическая мастерская, мастер-класс по изготовлению обучающих игр, круглый стол и другие.

Понимая важность развития интеллекта детей на дошкольном этапе, педагоги углубленно начали работу по проблеме «Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста». В ДОУ на 2012 – 2013 учебный год разрабатывается система организационно-методических мероприятий, направленных на развитие интеллектуальных способностей старших дошкольников:

  • алгоритм развития интеллектуальных способностей детей;
  • перспективные планы;
  • блок интегрированных образовательных ситуаций;
  • совместная деятельность по интеллектуальному развитию;
  • циклы обучающих игр на развитие интеллектуальных способностей детей 3–7 лет.

На данный момент в дошкольном учреждении обновляется предметно-развивающая среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, направляющая и интегрирующая детские виды деятельности, способствующая интеллектуальному развитию дошкольников.

При обогащении предметно-развивающей среды педагоги руководствуются современными наиболее продуктивными средствами, которые заключаются в ее развивающем характере, деятельностно-возрастном подходе, информативности (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материала и игрушек), обогащенности, наукоемкости, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и развития его интеллектуальных способностей.

Результаты работы в 2012 – 2013 учебном году планируется представить в форме:

- методических материалов для участия в научно-практических семинарах по теме работы;

- публикаций на сайте детского сада и в сети интернет;

- открытых занятий для распространения педагогического опыта;

- участия детей и педагогов в детских проектах;

- административного долгосрочного проекта «Системный подход к повышению уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ в интеллектуальном развитии дошкольников».

Список литературы:

1. Аралова, М.А. Формирование коллектива ДОУ / М.А. Аралова. - М: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.

2. Васильева, А.И. Старший воспитатель детского сада: пособие для работников дошкольных учреждений / А.И. Васильева. Л.А. Бахтурина, И.И. Кобитина. - М. Просвещение, 2000. - 321 с.

3. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении/ Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М. ВЛАДОС, 2004. - 232с.

4. Голицина, B. C. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении/ B. C. Голицина. - М. Скрипторий, 2005. - 80 с.

5. Зимонина, В.Н. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, неболеющего, коммуникативного, аккуратного/ В.Н. Зимонина. - М. ВЛАДОС, 2003. - 304 с.

6. Игры и упражнения по развитию умственных способностей детей дошкольного возраста/ сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М. Педагогика, 2002. - 236 с.

7. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. Академия, 2002. - 208 с.

8. Корепанова, М.В. Управление коллективом ДОУ [Текст] / М.В. Корепанова. - М. ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.

9. Леонтьев, А.М. Психическое развитие в дошкольном возрасте/ А.М. Леонтьев // Избранные психологические труды: в 2 т. Т.1. - М. Наука, 2003. - 498 с.

10. Леушина, A. M. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста/ A. M. Леушина. - М. Педагогика, 2004. - 95 с.

11. Маркова, Л.С. Управленческая деятельность руководителя дошкольного специального учреждения: Инструктивно-методическое направление/ Л.С. Маркова. - М: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.

12. Осипова, Е.А. Игры для интенсивного интеллектуального развития детей от 3-х лет: Книга для родителей и воспитателей/ Е.А. Осипова. - М. АРКТИ, 2004. - 144 с.

13. Поздняк, Л.В. Управление дошкольным образованием: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. - М. Академия, 2000. - 432 с.