Нашего методического объединения «Интеграция в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста»

- Тема нашего методического объединения «Интеграция в художественно – эстетическом воспитании детей дошкольного возраста».

- Приоритетным направлением работы нашего детского сада является художественно – эстетическое воспитание.

На основании Типового положения Минобразования и науки РФ от 12.09.2008 № 666 блок художественно – эстетическое развитие включает в себя:

Музыкальное развитие;

Театрализованную деятельность.

Изобразительная деятельности;

Формировать личность и художественно – эстетическую культуру особенно важно в наиболее благоприятном для этого дошкольном возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы будущего развития человека.

Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации, период когда активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Научно доказано, что ребенок очень рано приобретает способность воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности, поэтому девиз нашей работы – «Чтобы ребенок вырос красивым душой и телом, он должен быть окружен красотой каждую минуту».

В последнее время слова о необходимости эстетического воспитания все чаще можно прочитать на страницах газет и журналов и услышать с экрана телевизора. Уже примелькавшейся и от того потерявшей свой первозданный смысл стала известная фраза Ф.М. Достоевского о красоте, которая спасет мир. А ведь действительно мир надо спасать. Современный мир, давший человечеству много житейских благ, так же породил и глобальные проблемы – экологические кризисы, войны, духовную бедность людей. Поэтому необходимо с раннего возраста осуществлять художественно – эстетического развитие ребенка как целенаправленную систему мер, призванных пробудить в душе каждого тягу к красоте, восхищение перед прекрасным во всех его проявлениях, которое позволит ребенку творить добро, так как зло безобразно.

Недаром тремя китами эстетики являются - красота, мера и гармония.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

В настоящее время высокая социальная значимость художественно – эстетического развития заставляет по – иному взглянуть на вопросы воспитания и обучения в детском саду, на необходимость ведения работы в развивающем и интегративном направлении .

Коллектив нашего детского сада реализует принцип непрерывности образования . способствующего художественно – эстетическому развитию различных возрастных групп.

Целью работы в данном направлении является

формирование и развитие интереса к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно – эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно – речевой, театрально – игровой;

воспитание эстетической культуры ребенка как интегрального личностного образования, которое включает в себя совокупность качеств, свойств, проявлений, позволяющих человеку полноценно воспринимать прекрасное и участвовать в его создании;

Данная цель реализуется посредством следующих задач :

Усиление развивающего, интегративного характера воспитания и развития ребенка средствами разнообразных видов деятельности, в которые он включен.

Углубление и расширение различных художественно – эстетических представлений, понятий, взглядов ребенка во взаимосвязи с его общим личным развитием и познанием окружающего мира;

Пробуждение, развитие и обогащение чувств и потребностей ребенка путем освоения им особенностей природных и художественных явлений, опираясь на живые ощущения и впечатления в виде звуков, красок, форм и пространства, особенности движения и голоса;

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе художественной продуктивной деятельности;

Наш детский сад реализует комплексную программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста «Детство». под ред. Т.Бабаевой, В. Логиновой, Программу обучения и воспитания детей в детском саду, под. Ред. Васильевой.

Так как раздел художественно – эстетического воспитания недостаточно полно представлен в комплексных программа, наш детский сад использует ряд парциальных программ и методических пособий;

Парциальные программы:

«Камертон», под ред. Э. Костиной – музыкальное развитие;

«Природа и художник», под ред. Т. Копцевой;, – изобразительная деятельность»;

Программа «Музыкальные шедевры», под ред. О. Радыновой - слушание «Сказка в музыке»;

«Танцевальная мозаика», под ред. С.Слуцкой;

«Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», под ред. А. Грибовской;

«Дети и пейзажная живопись», под ред. Н.Курочкиной;

«Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ». Под ред. Л. Гороховой;

Работа по художественно – эстетическому направлению в нашем дошкольном учреждении проходит интегрированным курсом через такие разделы программы, как музыкальное воспитание, изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, знакомство с художественной литературой, ознакомление с природой;

Интеграция в системе специально организованных занятий очень актуальны . так как:

Интегрированные занятия способствуют глубокому проникновению детей в смысл слова, в мир красок и звуков;

Помогают формированию грамотной устной речи, ее развитию и обогащению;

Развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения искусства;

Воздействуют на психические процессы, которые являются основой формирования художественно – творческих и музыкальных способностей ребенка;

Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности.

Цель интеграции . научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны, воспринимать окружающее через мир музыки, живописи, театра;

Задачи интеграции:

- повысить эффективность художественно – эстетического воспитания;

- пробудить интерес к творчеству, умению выражать свои мысли, чувства в речи, рисунке;

- формировать умение использовать накопленный опыт для действия в определенной ситуации;

- научить выделять главное из общего потока информации.

Степень новизны заключается в освоении нетрадиционных для дошкольного воспитания дидактических приемов интегрированных занятий, их ведущей деятельности, структуры занятий, направленных на решение целостных задач.

Интеграция - процесс сближения, создания единого целого. Интегрированный подход в художественно - эстетическом воспитании формирует у детей объективную картину окружающего мира, развивает творчество.

Интеграция - это один из путей достижения качества образования

Система художественно – эстетического воспитания в ДОУ № 6 города Липецка

В нашем дошкольном учреждении выстроена специальная система работы педагогического коллектива. Она состоит из взаимосвязанных компонентов, каждый из которых выполняет свою функцию в реализации художественно – эстетического направления. Данная система ориентирована на детей старшего дошкольного возраста.

Созданию данной системы предшествовала проектная деятельность, идея которой заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода. Проектный метод формирования у детей знаний об искусстве, музыке, театре, художественной литературе способствует развитию эстетического вкуса, познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков.

На начальном этапе создания системы работы в ДОУ были разработаны и реализованы проекты:

Театр ДЕТСТВА - музыкальная и театрализованная деятельность;

Экскурсия в дом – музей Корнея Ивановича Чуковского - чтение художественная литература и театрализованная деятельность;

Рисуем музыку - музыкальная деятельность и изодеятельность;

Цель проекта. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов изобразительной деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения;

Задачи:

Развитие у детей художественного восприятия, чувств и эмоций, воображения, мышления, памяти, речи; развитие эмоциональной отзывчивости на произведения искусства, понимание содержания, средств выразительности, настроения;

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к элементарным знаниям в области искусства – музыки, живописи;

Создание выразительных образов на основе музыкальных произведений через форму, пропорции, характерные позы, жесты, существенные детали, через средства передачи настроения, состояния, отношения к изображаемому, подражая творчеству художников, используя при этом различный материал;

Развитие творческих способностей в разных видах изобразительного творчества;

Формирование основ художественно – эстетической культуры личности

А теперь разберем систему работы по художественно – эстетическому воспитанию.

Художественно – эстетического воспитания.

Интеграция различных видов деятельности в разных сочетаниях (музыка и рисование, рисование и ознакомление с искусством, музыка, развитие речи и физическая культура, экологическое воспитание, чтение художественной литературы и рисование, чтение х/л и продуктивные виды деятельности и др.);

Разработка и реализация проекта «Рисуем музыку»(долгосрочный проект) - в нашей работе мы так же используем проектную деятельность - в рамках реализации раздела программы по художественно – эстетическому воспитанию творческой группой д/с разрабатывается данный проект, в который войдут перспективное планирование, конспекты интегрированных занятий, художественная литература, методика работы и в завершении проекта -программа дополнительного образования;

Организация развивающей предметной среды (в музыкальном зале, в группах, холлах, оформление выставок детских рисунков, интерьер территории детского сада).

Координация работы с другими учреждениями (школа, спортивный клуб «Факел», фольклорный ансамбль «Зень», кукольный театр, Драматический театра, выставочный зал, картинная галерея, Музей народно – прикладного искусства, исторический музей);

Подготовка и переподготовка кадров ( семинары, практикумы, мастер – классы, курсы повышения квалификации, методические объединения городские (областные));

Достижение наиболее эффективных результатов возможно при наличии всех компонентов системы.

В нашем детском саду так же сложилась новая

модель организации воспитательно – образовательной работы в блоке художественно – эстетическое воспитание.

Инструментом в создании такой модели выступила Интеграция.

Основой интеграции в реализации художественно – эстетического воспитания является образ, замысливаемый и передаваемый средствами выразительности.

Механизм интеграции - создание образа детьми средствами разных видов искусства в разных видах деятельности:

В изобразительной – рисунок. форма, величина, цвет, композиция, ритм;

В музыкальной – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация;

В театрализованной – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;

Чтение х/л – слов: образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора;

Интеграция разных видов деятельности основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства: изобразительное, музыкальное, театрализованное;

Все это позволяет интегрировать содержание различных образовательных разделов – музыка и изодеятельность, музыка и физическая культура, музыка и театрализованная деятельность и пр. При этом образ выступает связующим звеном.

Интеграция содержания образования строиться на взаимосвязи: