Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников с ОНР. Дидактическая игра «Цепочка слов»

Методическая разработка на тему:

«Развитие зрительной и слуховой памяти у детей старшего и подготовительного возраста детского сада».

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Автор-составитель: Куликова Д. Ю. учитель-логопед ГБДОУ№78

Введение.

1. Актуальность темы.

Жизнь постоянно требует от ребенка использования имеющегося у него опыта. Ежедневно в практической, игровой, бытовой деятельности ребенок должен опираться на усвоенные им способы действия с предметами, должен использовать приобретенные знания, умения и навыки. Без этого невозможна деятельность по самообслуживанию, выполнение заданий воспитателя на занятии, речевое общение со взрослыми и сверстниками, осуществление игровой и любой другой деятельности. Все чаще возникает необходимость преднамеренно запомнить и затем вспомнить.

Память играет важнейшую роль в жизни человека. Наша психика не только получает непосредственную информацию об окружающем мире при помощи органов чувств и благодаря мышлению, но и хранит, накапливает ее. В течение жизни мы узнаем что-то новое и сохраняем информацию благодаря памяти.

Не все виды памяти одинаково развиваются у детей здоровых, обычных и имеющих отклонения в развитии, например, с тяжелыми нарушениями речи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Так как с каждым годом для ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации.

Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. В связи с этим, я выбрала тему своей работы "Работа по развитию зрительного восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи".

2. Особенности работы по развитию неречевых процессов у детей с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи оказывает отрицательное влияние на развитие неречевых процессов (слуховое, зрительное, тактильное восприятие, что является базой для развития речи. Следовательно, обучение детей с общим недоразвитием речи должно начинаться не с развития собственной речи, а с восстановления той базы, которая обеспечивает ее формирование. Работа по развитию у детей зрительного внимания и памяти, слухового внимания и памяти, моторики может проводиться параллельно с речевыми заданиями в виде игр и упражнений.

В связи с тем, что уровень речевого развития ребенка не зависит от возраста (например, I уровень речевого развития может иметь ребенок 3, 4, 5 и более лет, то коррекционная работа будет одинакова для любого возраста, особенно на первых этапах работы. В дальнейшем работа будет усложняться за счет возрастных требований к словарю детей, определяемых «ФГОС».

Игры и задания можно включить в повседневные занятия с детьми на любом этапе речевой работы. Они могут предварять занятие, включаться в середину занятия, носить характер физкультминуток, а также и самостоятельный характер. Чтобы у детей возникал интерес к играм, логопед должен тщательно продумывать оборудование для их проведения (оно должно быть ярким, красочным). В проведении игр большая роль принадлежит воспитателю, так как у него больше возможностей организовать и провести разнообразные игры. Логопед дает воспитателю задание для проведения игр с детьми различного уровня развития.

3. Первый этап работы.

Формирование зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса).

1) С целью развития зрительного гнозиса предметов предлагают такие задания:

-Назвать контурные изображения предметов;

-Назвать недорисованные контурные изображения предметов;

-Назвать наложенные изображения предметов;

-Назвать перечеркнутые изображения предметов;

-Определить, что правильно, а что неправильно нарисовал художник;

2) С целью восприятия цвета предлагают:

-Подобрать картинки к определенному цветовому фону;

-Назвать цвет изображенного предмета;

-Разложить картинки по цветовому фону, подбирая их по оттенкам;

-Отобрать предметы определенного цвета;

-Закрасить полосочки, по заданию логопеда.

3) С целью восприятия формы предмета:

-Подобрать предметы к определенной геометрической форме;

-Назвать геометрические фигуры, из которых состоит рисунок;

-Подобрать карточки парами в зависимости от геометрических фигур;

-Построить фигуру по заданию логопеда из геометрических фигур;

-Выполнить тесты Равена и конструировать из кубиков Кооса.

4) С целью восприятия величины и размера предмета:

-Показать на картинке длинные и короткие части одежды;

-Расположить предметы по росту;

-Расположить предметы по их реальной величине;

-Расставить героев по росту

5) Развитие буквенного гнозиса:

-Назвать перечеркнутые изображения букв;

-Назвать наложенные буквы друг на друга;

-Найти заданную букву среди других букв;

-Найти спрятавшиеся буквы на фоне контурного изображения предметов;

-Конструировать и реконструировать буквы;

(уменьшая количество элементов – В = Р, А = Л, П = Г) ;

(увеличивая количество элементов – Р = В, Г = П, Л = А) ;

(меняя расположение элементов - б = д, Г = Т, Р = Ь) ;

-Найти букву в стилизованном изображении.

Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

Для расширения объема зрительной памяти предлагают:

-Запомнить 4-5 картинок (средний возраст, 5-8 (старший возраст, 8-10 (подготовительный возраст) ;

- Игра «Чего не стало? », «Что изменилось? »;

-Запомнить фигуры и через некоторое время расположить их в прежней последовательности;

-Запомнить ряд букв и через некоторое время расположить их по памяти;

- Рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;

-Рассмотреть и запомнить 4-5 картинок и, перевернув лист, нарисовать по памяти;

Вывод:

Овладение зрительной памятью в целом, является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Игра представляет собой набор карточек картинок по лексическим темам: «Осень», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты»,

«Лес. Грибы», «Лес. Ягоды», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные».

По каждой лексической теме - 10 карточек.

Перед началом игры карточки необходимо увеличить до размера 10 / 8 см, разрезать и заламинировать.

Цель игры: Развитие зрительной и слуховой памяти у дошкольников старшего и подготовительного возраста.

Задачи:

• Обучающие:

- расширять активный словарь детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи. Огород», «Сад. Фрукты», «Лес. Грибы», «Лес. Ягоды», «Перелетные птицы», «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные»;

-обучать детей составлению рассказа по серии картинок.

• Развивающие:

-развивать зрительное внимание и память;

-развивать слуховое внимание и память.

Правила игры на развитие зрительной памяти:

Игра №1.

На фланелеграфе поместить карточки – картинки по лексической теме в определенной последовательности (для детей старшего возраста 8 картинок, для детей подготовительного возраста 10 картинок) .

Взрослый просит детей назвать «Цепочку слов», изображенных на картинках. Затем предлагает детям закрыть глаза. В это время взрослый убирает одну картинку. Просит детей открыть глаза, и назвать какой картинки не стало. Если дети называют слово правильно – взрослый помещает картинку обратно на фланелеграф.

Игра №2.

На фланелеграфе поместить карточки – картинки по лексической теме в определенной последовательности (для детей старшего возраста 8 картинок, для детей подготовительного возраста 10 картинок) .

Взрослый просит детей назвать «Цепочку слов», изображенных на картинках. Затем предлагает детям закрыть глаза. В это время взрослый меняет две картинки местами. Просит детей открыть глаза, и назвать какие картинки поменяли местами. Если дети называют правильно – взрослый помещает картинки обратно на фланелеграф.

Правила игры на развитие слуховой памяти.

Игра №3.

Взрослый просит детей запомнить цепочку слов. Произносит слова в определенной последовательности. Затем просит детей повторить «Цепочку слов» в той же последовательности. Если дети называют слово правильно, взрослый помещает соответствующую картинку на фланелеграф.

Правила игры на развитие связной речи.

Игра №4.

Взрослый раздает детям картинки на определенную лексическую тему и просит по ним составить рассказ.

Лексическая тема: «Осень».

Цепочка слов: осень, солнце, туча, дождь, слякоть, ветер, листопад, птицы, гнездо, юг.

Лексическая тема: «Огород. Овощи».

Цепочка слов: Осень, урожай, овощи, огород, грядка, теплица, картошка, морковка, помидор, огурец.

Лексическая тема: «Сад. Фрукты» Цепочка слов: Сад, садовод, фрукты, корзина, яблоко, груша, слива, апельсин, варенье, компот.

Лексическая тема: «Лес. Грибы»

Цепочка слов: Грибник, корзина, нож, лес, ёлка, мох, лисичка, боровик, береза, подберезовик.

Лексическая тема: «Лес. Ягоды».

Цепочка слов: Лес, лукошко, мох, ягоды, черника, земляника, клюква, малина, бабушка, варенье.

Лексическая тема: «Перелетные птицы».

Цепочка слов: Осень, птицы, гнездо, небо, ласточка, лебедь, аист, скворец, грач, юг.

Лексическая тема: «Насекомые».

Цепочка слов: лист, гусеница, куколка, бабочка, цветок, пчела, улей, мёд, паутина, паук.

Лексическая тема: «Домашние животные».