Тема: «Весна» ( Занятие 1)

Цель:

1. Расширять и уточнять представления детей о живой природе, развивать познавательную активность.

2. Закрепить представления о смене времени года, основных признаках весны.

3. Учить детей соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

4. Учить определять последовательность событий, раскладывать картинки по порядку событий.

5. Учить исключать 4ую лишнюю картинку, обосновывая это исключение.

6. Закрепить умение проводить операции сравнения и обобщения.

7. Учить понимать и отгадывать загадки.

8. Учить составлению высказываний о результатах наблюдений в природе весной

9. Учить составлять рассказ по картинке.

10. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

11. Учить детей диалогической речи.

12. Отработка уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Предметные и сюжетные картинки по теме: «Весна».

Картинно-графический план.

Картинки «Четвёртый лишний».

Иллюстрации к дидактическому упражнению «Весна» (Стребелва)

Словарь:

Весна, март, апрель, май, погода, капель, проталина, ручей, лужа, почки, листья, трава, подснежник.

Весенний, тёплый, зелёный, первый, долгожданная.

Пришла, наступила, таять, капать, светить, течь, набухать, лопаться, появляться.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

-Ребята, вы заметили какие-нибудь изменения в природе?

-Что же произошло?

-Сегодня мы с вами продолжим путешествие по временам года. И нашей главной остановкой будет «Весна»

Он протянет раньше всех.

III. Введение в тему

Графическое упражнение «Пусти кораблик по ручейку».

-Ребята, посмотрите на ваши листочки, Что на них изображено? (Тающий снеговик, ручеек, кораблик)

-Скажите, откуда появился ручеек? (От тающего снеговика)

-А из чего обычно делают снеговика?

-А когда тает снег, и бегут ручьи?

-И сегодня это происходит не только на картинках, но и за нашим окном.

-Значит наконец-то, наступило какое время года? Вот о ней мы сегодня и будем говорить.

-А пока, чтобы кораблику было видно, куда плыть проведите контуры ручейка, с помощью карандаша, поярче.

IV. Основная часть

1. Знакомство с весенними месяцами. (Картинки с изображением Весны и Месяцев)

-Вот и она. А пришла не одна, а со своими братьями месяцами. Зовут их: март, апрель, май.

2. Дидактическая игра «Расскажем вместе». (Работа по картинно-графическому плану Дети по опорным картинкам вспоминают, что они знают о времени года – весна)

Весной пригревает ласковое солнышко. Небо голубое и прозрачное. Тает грязный снег. Бегут веселые, звонкие ручейки. На деревьях появляются почки. Показывается молодая, зеленая травка. Вырастают первые цветы. Прилетаю перелетные птицы. Наступила долгожданная весна.

(Проводится предварительная словарная работа со словом «долгожданная»)

3. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Наводящие вопросы для закрепления отличительных признаков:

-После чего наступает весна?

-Что появляется весной на деревьях?

-Что происходит со снегом?

-Что надевают люди весной?

-Какие изменения происходят в жизни птиц и зверей? (Кто просыпается? Кто прилетает?)

-Как люди готовятся к встрече птиц?

-Какие работы ведут в огороде, саду?

-Какие вы знаете весенние игры?

-Назовите весенний праздник.

-А теперь вместе с детьми Катей и Митей сядем в поезд и отправимся в путешествие по временам года. Посмотрите в окно поезда. Какое время года мы проезжаем? (Дети по картинкам поочередно называют времена года и устанавливают временную последовательность)

4. Дидактическое упражнение «Выбери одежду для весенней прогулки».

-Ребята, скажите, а ваша одежда для прогулки поменялась?

-Что вы надеваете, собираясь гулять?

-Давайте, еще раз повторим, какая бывает весенняя одежда.

(Показ демонстрационных картинок с изображением весенней одежды)

-Помогите Мите выбрать одежду для прогулки.

(Дети работают каждый со своей картой, обводят подходящую картинку)

5. Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (Предметы зимней и весенней одежды)

6. Дидактическое упражнение «Разговор с весной». (Разучивание диалога по ролям)

Ну, весна, У меня

Как дела? уборка.

Для чего Снег смести

тебе метла? с пригорка.

Для чего Мусор смыть

тебе ручьи? с дорожек.

Для чего Для уборки

тебе лучи? тоже.

7. Дидактическая игра «Назови ласково».

-Ребята, помните, когда мы говорили о зиме, то учились называть ее ласковыми словами. А теперь пришла очередь весны. Она тоже любит когда о ней говорят ласково. Давайте подберем ласковые слова

Ручей, солнце, почка, ветка, скворец, дождь, трава

8. Дидактическая игра «Будь внимательным»

-Посмотрите на картинки, изображенные на ваших листах. Что вы видите?

-Верно. Это скворец, кораблик и сосульки.

-Вам напротив каждой картинки нужно дорисовать свою картинку, соответствующую нарисованной. Давайте вместе подумаем, что можно дорисовать напротив скворца …. кораблика, …сосулек?

(При затруднении, педагог показывает иллюстрации, с заполненным вторым рядом. И после разбора, убирает. Дети рисуют самостоятельно. Затем, проводится проверка - сличение)

9. Дидактическая игра «Подбери правильно»

(Весенний …

Весенняя …

Если почки с березы? (берёзовые).

10. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» («Ветка» Стребелева)

1. Мальчик на улице нашел веточку.

2.Мальчик принес ветку домой и поставил в вазу с водой.

3.На веточке появились маленькие листочки.

Не летом растёт, а зимой

Солнце весною её припечёт

Заплачет она и умрёт. (Сосулька)

- Одеяло белое

Всю землю одевало

Весной солнце припекло

Одеяло утекло. (Снег)

12. Дидактическое упражнение «Весна» (Стребелева)

( Задание: подобрать иллюстрацию к рассказу)

«Пришла весна, потекли ручьи. Дети взяли дощечки, сделали кораблики, пустили кораблики по воде. Кораблики поплыли»

-Перед вами несколько картинок, на некоторых изображена зима, на остальных – весна. Оставьте весенние пейзажи, а изображения зимы переверните.