Свежие публикации

"МОЗЫРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. П. ШАМЯКИНА"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________ Н. А.ЛЕБЕДЕВ

(подпись)

"27 "___06 ____2011 г.

Регистрационный №11/

Дошкольная педагогика и детская психология

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

студентов факультета дошкольного и начального образования по специальностям:

1Дошкольное образование.

(код специальности) (наименование специальности)

1Дошкольное образование. Физическая культура

(код специальности) (наименование специальности)

1Дошкольное образование. Логопедия

(код специальности) (наименование специальности)

Мозырь 2011

Составители. С. Н. Галенко – зав. кафедрой педагогики начального образования, кандидат педагогических, доцент.

Л. А.Калач, кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии и дефектологии

Рецензенты:

О. О. Прокофьева – кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой педагогики семьи и детства УО МГУ им. А. А. Кулешова

Е. А.Колесниченко - кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой психологии УО МГПУ им. И. П. Шамякина

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

Кафедрой практической психологии и дефектологии

(протокол от 19.г.);

Научно методическим советом факультета дошкольного и начального образования

(протокол №9 от 26.г.);

Научно-методическим советом университета

(протокол №7 от 01.01.2001 г.)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Развитие образовательных процессов в современном обществе, опыт педагогических инноваций, результаты психолого-педагогических исследований ставят перед необходимостью совершенствования подготовки будущего педагога.

Важнейшими составляющими системы подготовки студентов высших учебных заведений к профессиональной педагогической деятельности системы дошкольного образования являются такие курсы как дошкольная педагогика и детская психология.

Данные курсы способствуют целостному усвоению студентами теоретических основ воспитания, использования методов, средств, приемов воспитательной работы специалистов дошкольных учреждений образования, формированию комплекса представлений о возрастных особенностях психического развития детей дошкольного возраста.

На государственном экзамене студенты должны показать глубокие и прочные знания по основам педагогики, теории и практике воспитательной работы, факторах, условиях, закономерностях психического развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста в процессе воспитания.

Выпускник на государственном экзамене должен знать:

- особенности ребенка раннего и дошкольного возраста;

- цель, задачи, содержание и формы воспитательно-образовательной работы в современном дошкольном учреждении;

- принципы взаимодействия воспитателя с родителями воспитанников, условия оптимизации сотрудничества дошкольного учреждения и семьи;

- содержание понятий, законы и специфику психического развития в дошкольном возрасте;

- психологические аспекты деятельности специалистов дошкольного образования.

Выпускник должен уметь :

- творчески применять воспитательные и образовательные технологии в процессе педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста в разных типах дошкольных учреждений;

- изучать возрастные особенности развития психики;

- учитывать возрастные особенности развития в работе с детьми.

На основе данной программы составляются экзаменационные билеты, которые включают два теоретических вопроса:

1 вопрос – по дошкольной педагогике; 2вопрос – по детской психологии.

Для более аргументированных ответов студенты-выпускники на экзамене могут пользоваться учебной программой. а также нормативной документацией, регламентирующей профессиональную деятельность педагога дошкольной образовательной ступени.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

1.1.ОСНОВЫ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Дошкольная педагогика как наука. Дошкольная педагогика – наука о воспитании и развитии детей от рождения до поступления в школу.

Предмет дошкольной педагогики, его своеобразие.

Понятийный аппарат дошкольной педагогики.

Задачи дошкольной педагогики.

Становление дошкольной педагогики, использование дошкольной педагогикой прогрессивных педагогических идей прошлого.

Источники развития дошкольной педагогики как науки.

Связь дошкольной педагогики с другими науками, ее место в системе педагогических наук.

Актуальные тенденции и инновационные процессы в дошкольной педагогике. Возрастающая роль дошкольной педагогики в современной педагогической теории и практике.

Белорусская народная педагогика. Народная педагогика как первоисточник развития дошкольной педагогики.

Белорусская крестьянская семья – основной творец и хранитель традиций народа. Особенности внутрисемейных отношений белорусов. Характеристика воспитательной системы белорусского народа. Имплицитная концепция личности и воспитания у белорусов.

Исторические традиции белорусской народной педагогики.

Основные принципы воспитания детей в этнопедагогике белорусского народа.

Средства и методы воспитания в белорусской народной педагогике.

Организация и методы научно-педагогического исследования. Организация научно-педагогического исследования, его этапы.

Теоретические методы педагогического исследования.

Эмпирические методы педагогического исследования.

Использование математических и статистических методов в педагогическом исследовании.

Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.

Детство как феномен социального развития. Дошкольное детство, его самоценность и уникальность.

Современные педагогические теории воспитания и развития ребенка-дошкольника .

Модель целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности. Основные компоненты целостности, связи и зависимости между ними. Показатели целостности развития в период дошкольного детства.

Необходимость учета возрастных особенностей в развитии личности. Возрастные периодизации в истории развития педагогической мысли. Современная педагогическая возрастная периодизация. Своеобразие периода раннего и дошкольного детства.

Учет половых различий и индивидуальных особенностей в воспитании детей.

Педагогическая деятельность как диалог двух культур — ребенка и педагога

Педагогическая деятельность как общественно значимая профессиональная деятельность. Специфика предмета, объекта труда. Способы осуществления педагогической деятельности, ее мотивы и результат. Модели педагогической деятельности.

Условия диалогичности педагогической деятельности.

Своеобразие детской субкультуры. Важность изучения педагогом субкультуры детства, ее развития с позиций сотрудничества для диалога двух культур. Личностно-ориентированный подход к ребенку.

Общие и специальные профессионально значимые личностные качества педагога.

Функции педагога. Профессиональные умения.

Система профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов.

Использование инноваций и современных технологий в профессиональной деятельности воспитателя.

Цель, задачи и принципы воспитания детей дошкольного возраста. Понятие о цели воспитания. Идеальная и реальная цели воспитания. Объективный и субъективный характер цели воспитания. Концепции воспитания дошкольников.

Задачи воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Закономерности и принципы воспитания детей раннего и дошкольного возраста.

Социально-правовые аспекты защиты личности ребенка. Понятие и сущность социально-правовой защиты детей.

Основные международные и национальные акты о защите прав ребенка.

Структура и содержание Конвенции о правах ребенка, принятой и утвержденной Генеральной ассамблеей ООН (1989 г.).

Общее положение детей в Республике Беларусь.

Основные положения Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» (1993 г.). Законодательные акты, постановления правительства Республики Беларусь по вопросам прав детей.

Социальная защита детей-инвалидов, охрана прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Роль семьи в формировании ребенка-дошкольника. Характеристика семьи как социального воспитательного института. Типы семей. Функции семьи. Воспитательный потенциал семьи, факторы, его определяющие. Влияние атмосферы семейной жизни на процесс и результат воспитания.

Типичные трудности и ошибки родителей.

Условия успешного семейного воспитания.

Структура и состав семьи, их влияние на формирование личности ребенка.

Различные стили семейного воспитания.

Современные исследования по проблемам семейного воспитания детей.

Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в Беларуси. Зарождение общественного дошкольного воспитания в Беларуси в начале XIX века.

Становление и развитие общественного дошкольного воспитания в советский период

Функции общественного дошкольного воспитания.

Основные направления реформирования системы общественного дошкольного воспитания в 90-е годы. Концепции развития общественного дошкольного воспитания 1989 г. 1990 г. 2000 г.

Система дошкольного образования в Республике Беларусь. Дошкольное образование как педагогическая система, направленная на целостное, полноценное развитие и воспитание дошкольника, его подготовку к школе. «Закон об образовании в Республике Беларусь» о целях и задачах дошкольного образования. Гуманизация, демократизация и личностная направленность современного дошкольного образования. Государственный стандарт дошкольного образования в Республике Беларусь.

Общая характеристика содержания дошкольного образования, его вариативность .

Дошкольные учреждения разных видов, типов и профилей. Психологическая, социальная, управленческая службы в системе дошкольного образования, их роль и функции.

Концепции построения предметно-развивающей образовательной среды в дошкольном учреждении. Помощь семье в выборе индивидуального образовательного маршрута для ребенка.

Современное программное обеспечение деятельности дошкольных учреждений

Программы воспитания и обучения в детском саду как документы, определяющие содержание образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Краткая история создания программных документов по дошкольному воспитанию, их значение для педагогической теории и практики.

Научные основы создания современных программных документов для дошкольных учреждений.

Национальная программа дошкольного образования «Пралеска», ее отличительные особенности от других программ. Принципы построения и структура программы, характеристика ее основных компонентов. Методическое обеспечение программы.

Характеристика вариативных белорусских образовательных программ .

Российские образовательные программы, их особенности.

1.2. ПЕДАГОГИКА РАННЕГО ДЕТСТВА

Становление и развитие педагогики раннего детства. Народная педагогика об особенностях воспитания детей в раннем детстве.

Развитие взглядов на педагогику раннего детства в странах Западной Европы, в дореволюционной России.

Становление системы общественного воспитания и проблемы развития детей младенческого и раннего возраста.

Особенности развития отечественной педагогики раннего детства в советский период.

Педагогика раннего детства на современном этапе развития образования.

Цели, принципы и задачи образования детей в раннем детстве.

Педагогические методы.

Современные организационные формы образования в раннем детстве.

Особенности периода раннего детства и его значение. Особенности физического и психического развития детей в раннем детстве. Взаимодействие педагога с детьми.

Педагогическая работа с детьми в период адаптации к дошкольному учреждению.

Организация развивающей предметной среды.

Планирование педагогической деятельности и наблюдения за развитием детей.

Диагностика развития детей в образовательном процессе.

Организация совместной работы педагогов и семьи.

Современные программы воспитания детей раннего детства.

Воспитание и развитие ребенка младенческого возраста. Задачи воспитания детей первого года жизни.

Общение со взрослым как ведущая деятельность в младенческом возрасте.

Физическое воспитание и развитие ребенка младенческого возраста.

Социальное воспитание и развитие.

Познавательное воспитание и развитие.

Эстетическое воспитание и развитие.

Общие показатели развития ребенка к концу младенческого возраста.

Воспитание и развитие детей раннего возраста. Задачи воспитания детей раннего возраста.

Физическое воспитание и развитие.

Развитие предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте.

Социально-личностное воспитание и развитие ребенка.

Познавательно-речевое воспитание и развитие.

Развитие процессуальной игры.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка.

Общие показатели развития ребенка к концу раннего возраста.

1.3. ВОСПИТАНИЕ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

Теоретические основы физического воспитания дошкольников. Физическое воспитание как базис целостного развития детей дошкольного возраста. Основные понятия.

Становление и развитие теории физического воспитания детей дошкольного возраста в отечественной педагогике.

Задачи физического воспитания детей дошкольного возраста.

Содержание физического воспитания детей дошкольного возраста: воспитание гигиенической культуры и основ здорового образа жизни, валеологическое просвещение дошкольников, овладение двигательной культурой.

Основные средства физического воспитания дошкольников.

Современные исследования вопросов физического воспитания дошкольников в Республике Беларусь.

Инновационные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста.

Формирование у дошкольников основ здорового образа жизни. Значение формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.

Основные компоненты здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении: эколого-гигиенические условия, психологический комфорт, распорядок дня, оптимальная двигательная активность, закаливание.

Условия формирования здорового образа жизни у детей: создание здоровьесберегающей физкультурно-оздоровительной среды, формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью, коррекционная работа с детьми, сотрудничество дошкольного учреждения с семьей.

1.4. ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Теоретические основы игры. Игра в истории человечества.

Характеристика игровой деятельности. Структура игры как деятельности. Педагогическая характеристика игры. Игра как средство воспитания и как форма организации жизни и деятельности детей. Разнообразие детских игр. Разные подходы к их классификации: по педагогическому значению, в зависимости от отражаемых сфер человеческой деятельности, по степени проявления самостоятельности и творчества детьми.

Современные классификации детских игр. Своеобразие каждого вида игр, их сходство и различие.

Сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая, творческая игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста.

Закономерности возникновения сюжетно-ролевой игры, основные этапы ее развития (Д. Б. Эльконин). Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет, содержание, роль.

Современные научные подходы к организации, планированию и руководству сюжетно-ролевыми играми.

Режиссерская игра. Сущность режиссерской игры, ее значение для социального развития дошкольника, для удовлетворения потребностей и интересов каждого ребенка.

Возникновение и развитие режиссерской игры, ее особенности. Взаимосвязь режиссерской и сюжетно-ролевой игры.

Педагогические условия развития режиссерских игр.

Конструктивно-строительная игра. Особенности конструктивно-строительных игр, связь их с трудом, сюжетно-ролевыми играми. Влияние конструктивно-строительных игр на развитие личности ребенка-дошкольника.

Педагогическое наследие Е. А. Флериной, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой по проблеме конструктивно-строительных игр дошкольников. Исследования современных авторов о развитии творческого мышления и творческих способностей детей в конструктивно-строительных играх.

Условия развития конструктивно-строительных игр.

Методика руководства конструктивно-строительными играми в разных возрастных группах детского сада.

Театрализованные игры. Характеристика театрализованных игр, их значение для развития индивидуальности, творческих способностей детей и их положительных взаимоотношений .

Виды театрализованных игр, их характеристика.

Педагогическое руководство театрализованными играми дошкольников.

Дидактическая игра. Значение дидактической игры для развития дошкольника.

Структура и характеристика компонентов дидактической игры. Виды дидактических игр, их характеристика и значение.

Особенности руководства дидактическими играми в разных возрастных группах.

Игрушка. Характеристика игрушки, ее значение для развития ребенка. Образовательная и воспитательная ценность игрушки.

История игрушки как предмета искусства и средства воспитания. Педагогические, художественные и гигиенические требования к игрушке.

Основные виды игрушек, их значение.

Методика внесения игрушек и игры с ними в разных возрастных группах детского сада.

Воспитание дошкольников в процессе трудовой деятельности. Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение.

Становление теории трудового воспитания дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике.

Современные исследования проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки ее освоения и развития.

Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Организация труда детей в дошкольном учреждении. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Виды труда детей. Содержание и воспитательное значение каждого вида труда.

Формы организации трудовой деятельности детей.

Условия организации труда дошкольников.

Воспитание и развитие дошкольников в процессе общения. Общение как деятельность. Коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Средства общения. Филогенетическое и биогенетическое развитие общения.

Общение со взрослыми и сверстниками. Критерии общения.

Роль педагогического общения в создании оптимальных условий для развития личности ребенка. Функции педагогического общения. Стили общения педагога с детьми. Технология педагогического общения.

Особенности и общения со сверстниками, его формы

1.5. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Теоретические основы интеллектуально-познавательного воспитания. Роль интеллектуально-познавательного воспитания в системе целостного развития дошкольника.

Основные понятия.

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания дошкольников.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Основные виды деятельности детей как средства интеллектуально-познавательного воспитания и развития.

Сенсорное воспитание. Психолого-педагогические основы сенсорного воспитания дошкольников.

Классические системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста, их анализ.

Задачи сенсорного воспитания.

Содержание сенсорного воспитания. Этапы и методика сенсорного воспитания дошкольников.

Дошкольная дидактика. Обучение как средство интеллектуально-познавательного развития, его сущность.

Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста.

Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность.

Типы обучения дошкольников, технология их осуществления.

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста. Разные подходы к классификации методов.

Формы организации обучения дошкольников.

Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста.

Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения.

1.6. СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Теоретические основы социально-нравственного воспитания. Основные понятия.

Особенности социально-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста. Культурное развитие и гуманистическая направленность личности как цель социально-нравственного воспитания.

Задачи социально-нравственного воспитания и развития дошкольников.