Особенности эстетического развития детей младшего дошкольного возраста.

Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

Изучая проблему особенностей эстетического восприятия произведений искусств детьми младшего дошкольного возраста, ученые обнаружили, что для детей этого возраста характерен « действенно – игровой» характер отношения к образам искусства, где дети выделяют сенсорные качества и свойства. Также в теории и практике дошкольного воспитания рассматривались вопросы восприятия музыкальных произведений, иллюстрации к книгам, литературных произведений, способность воспринимать выразительные средства художественных произведений.

Характерной особенностью восприятия детей дошкольного возраста является его эмоциональная обусловленность, объективная ограниченность, и неполнота.

Развитие детей раннего возраста следует рассматривать как подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Развивается подражание в различных видах простейшей художественной и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от процесса деятельности, но и от достижения определенного результата. Развитие речи приводит к усвоению названий все большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, веселый – грустный, красный – зеленый и т.д. дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, выразительному слову).

Повышается восприимчивость к художественным произведениям, к некоторым элементам их художественной формы, например к ритму, рифме, цвету. Дошкольников особенно привлекают стихотворные произведения, отличающиеся четкой рифмой, ритмичностью, музыкальностью. При повторном чтении дети начинают запоминать текст, усваивают смысл стихотворения и утверждаются в чувстве рифмы и ритма. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями. У детей становятся более разнообразными реакции и на содержание произведения в целом. Ребенок радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал в произведениях искусства, но еще не образу. Мотив его оценки при этом носит предметный или житейский характер. Дети младшей группы замечают лишь отдельные признаки явления, пользуются очень лаконичными выражениями, иногда очень специфическими оценками. У детей активно развивается подражание в простейших видах художественной и игровой деятельности, формируются новые интересы и потребности. В изобразительной деятельности дети от простейших действий с карандашом, глиной переходят к изображению, узнаванию, называнию, образному восприятию полученных форм. Ассоциативные образы, возникшие у детей по цвету, пятнам, линиям, форме, под влиянием обучения приобретают все преднамеренный характер изображения. Дети овладевают простейшими навыками не только в изобразительной, но и в музыкальной деятельности, позволяющими им добиваться образности в изображаемом, самостоятельности и первоначального проявления творческой активности.

Продолжается развитие основ музыкальности ребенка. Наблюдается активный эмоциональный отклик на музыку контрастного характера. Дети живо и непосредственно реагируют на музыкальные произведения, выражая разнообразные чувства - оживление, радость, восторг, нежность, успокоение и др. Происходит дальнейшее накопление музыкальных впечатлений. Дети узнают знакомые песни, пьесы и просят их повторить. У них развивается музыкальное мышление и память. Различают контрастное настроение музыки, учатся понимать содержание музыкального произведения. У них начинает накапливаться, хотя и небольшой, музыкально - слушательский опыт, наблюдаются музыкальные предпочтения, закладываются основы музыкально - слушательской культуры. В процессе восприятия дети могут, не отвлекаясь, слушать музыкальное произведение от начала до конца. Развивается дифференцированность восприятия: дети выделяют отдельные выразительные средства (темп, динамику, регистры), сменой движений реагируют на смену частей в двухчастном музыкальном произведении, начинают различать простейшие жанры - марш, плясовую, колыбельную. Все это свидетельствует о наличии эстетического характера музыкальной деятельности.

Постепенно благодаря обучению у детей формируется эмоциональная отзывчивость на выразительные различные средства в их сочетании, на простейшие художественные образы. Дети начинают не только видеть, но и осознавать первоначальные эстетические качества в произведениях искусства. Они в состоянии заметить более тонкие различия, делать более тонкие сопоставления, найти выразительные слова. Дети запоминают поэтические образы из художественных различных произведений и используют их в своей речи.

У них формируется интерес к красивому в окружающей жизни и в искусстве, к различным видам художественной и игровой деятельности. У детей наблюдается яркое выражение эмоциональной восприимчивости к поведению литературного героя, хотя скрытые мотивы его поведения детьми еще не осознаются. Продолжает развиваться художественное творчество, однако детские замыслы еще характеризуются недостаточной устойчивостью и отчетливостью.

Неполнотой жизненного опыта объясняется то. что при восприятии малоизвестных предметов или картин дети часто ограничиваются лишь перечислением отдельных предметов. От того, насколько близки и знакомы детям воспринимаемые предметы, зависит их понимание. Большое влияние на формирование образов восприятия у детей оказывает речевое общение со взрослым. Взрослые знакомят детей с окружающими предметами и помогают выделить наиболее важные их особенности, в связи с чем, восприятие у детей делается более точным, полным и целенаправленным. В исследовании Р.М. Чумичевой обращается внимание на особенности восприятия искусства детьми дошкольного возраста, которое происходит в несколько ступеней развития от поверхностного схватывания к постижению сути и глубины художественного содержания. Способность истолковывать, осмысливать воспринятое зависит от доступности детям художественного произведения. Немаловажно, что возрастные особенности восприятия тесно связаны с характерными для каждого возраста потребностями. Поэтому необходимо учитывать эти потребности ребенка в процессе эстетического развития, при формировании способности к эстетическому восприятию действительности, в ходе постепенного осознании искусства как специфического продукта человеческой культуры.

Эстетическая жизнь ребенка этого возраста замечательна своим универсализмом - все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает ребенка. Ребенок любит музыку, сказку, рисование, лепку, танцы и сценические представления. Другая характерная черта детской эстетической жизни младшего возраста заключается в творческом ее характере: ребенок никогда не может ограничиться эстетическим восприятием, он неизменно стремится к творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами.

В контексте эстетического развития можно говорить об эстетическом освоении действительности. Эстетическое освоение действительности имеет свою специфику в младшем дошкольном возрасте: формируется начальное представление о красоте и развивается оценочное суждение и отношение.

Эти процессы происходят на фоне проявления детьми чувств и эмоций. Эстетические переживания детей являются ответной реакцией на воспринимаемые явления прекрасного, активно и эмоционально переживающие их. Простейшие эстетические переживания могут возникнуть уже в раннем детстве, однако та особая система эмоциональных процессов, которая составляет эмоциональное отношение к действительности, начинает складываться у дошкольников.

Положения об этапах развития эстетических чувств в дошкольном возрасте, разработанные психологами М.Ю. Кистяковская, Н.М. Аксарина заключаются в следующем:

1. эстетические чувства зарождаются в связи с созерцанием игрушек, предметов быта, искусства;

2. эстетические чувства вызывает природа, объективно обладающая эстетическими качествами;

3. высший этап – эстетические чувства вызывают действия, поступки людей в процессе труда, общения, быта. Эти чувства составляют основу более глубоких чувств, в младшем дошкольном возрасте они возникают в общем виде.

Главными ориентирами, определившими стратегические направления современных исследователей эстетического развития детей младшего дошкольного возраста является понимание ребенка как личности, уважение его прав и творческих проявлений, обогащение его эмоциональной сферы, организация деятельности, направленная на овладение знаниями о мире и искусстве, прекрасном и возвышенном. Дошкольный период детства признан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, нормирования общечеловеческих ценностей.

Автор: Обручева Эльвира Геннадьевна