«Формирование патриотических чувств дошкольников посредством проектной деятельности»

«Формирование патриотических чувств дошкольников

посредством проектной деятельности»

Введение. Формирование патриотических чувств дошкольников сегодня приобретает особую значимость. Актуальность работы. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Воспитать человека - это самое нужное и самое трудное для семьи и для страны. Старинная мудрость гласит: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну. Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Поэтому очень важно в этот период привить детям чувство любви к родному городу и привязанности к природным ценностям родного края, к Родине, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. В современных социально-исторических условиях воспитание у подрастающего поколения чувств патриотизма, гражданственности является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего.

Цель работы: разработать проектную деятельность, направленную на формирование патриотических чувств дошкольников.Задачи: 1. Конкретизировать сущность процесса формирования патриотических чувств в проектной деятельности дошкольников. 2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по формированию патриотических чувств в проектной деятельности дошкольников.

1. Проблема развития патриотических чувств дошкольника

в научно-методической литературе. Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Всевозможные аспекты патриотического воспитания дошкольников исследовались специалистами различных областей науки: философами, педагогами, психологами (К. Д. Ушинский, А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, В. А. Сухомлинский, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова и др.). Результаты исследований отечественных ученых и практиков (Н. В. Алешина, Н. Ф. Виноградова, Л. Н. Воронецкая, А. Д. Жариков, Р. И. Жуковская, Е. А. Казаева, С. А. Козлова, Л. В. Кокуева, Н. Г. Комратова, Е. И. Корнеева, Л. В. Любимова, Л. Е. Никонова, М. Ю. Новицкая, Э. К. Суслова, Л. В. Филатова, Н. Ю. Ясева и др.) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Учреждения дошкольного образования являются первой ступенью системы образования в нашей стране. И именно поэтому им принадлежит ведущая роль в формировании у дошкольников первичных представлений об окружающем мире и позиционировании себя в нем, в воспитании патриотических чувств и ощущении себя гражданами великой страны. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Принята государственная программа “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. ”, ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В ней говорится о том, что воспитание патриотизма является в настоящее время "важнейшим направлением деятельности общества и государства". В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей. Исходя из важнейшего положения психологии и педагогики о том, что формирование патриотических чувств дошкольника происходит в процессе совместной деятельности, которая предоставляет им возможность получить новые знания, наиболее результативным средством патриотического воспитания является метод проектов. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. В основе лежит идея о направленности деятельности на результат, который достигается в процессе совместной работы взрослого и детей над определенной практической проблемой (продуктом являются макеты, плакаты, модели, театрализации, сценические представления и пр.) .

Основываясь на лично-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста проект развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества; открывает большие возможности в организации совместной поисковой деятельности дошкольников, педагогов, родителей. В ходе осуществления проектной деятельности ребёнок ощущает себя субъектом, поскольку получает возможность экспериментировать, быть активным и самостоятельным, а педагог занимает позицию «рядом» с ребенком, становясь организатором его деятельности. Родители и другие члены семьи могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Метод проектов позволяет развивать познавательный интерес к различным областям знаний, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества дошкольников. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования метода проектов в современном образовательном процессе. Следует отметить, что осуществление проектной деятельности в ДОУ является подготовительной ступенью для дальнейшей реализации метода проектов в школе. Тема моего проекта "Дети Великой отечественной войны". Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего от нас: от родителей, педагогов и окружающих его взрослых. От того, как мы его воспитаем, какими впечатлениями обогатим. Сегодня дети страдают дефицитом знаний о героическом прошлом нашей страны в годы Великой отечественной войны, участии членов семьи старшего поколения в Великой отечественной войне. Таким образом, было принято решение разработать и реализовать проект «Дети Великой Отечественной войны». Современные дети знают о звездных войнах и суперменах из мультфильмов, кинобоевиков и компьютерных игр. Война для них забавное шоу, приключение, игра. Однако о войне нужно говорить серьезно, с позиций гуманистических ценностей. Ребенок по своей природе обладает чуткостью, чтобы понять и разделить страдания другого, его восприятие эмоционально, непосредственно и образно. А тема Великой Отечественной войны может стать понятной детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.Заключение.

Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для формирования патриотических чувств дошкольника.

Задачи патриотического воспитания подрастающего поколения реализованы нами как в ходе непосредственной образовательной деятельности, так и в других видах детской деятельности (чтение художественной литературы, просмотр видеоматериалов, экскурсии к мемориалам, дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.). В ходе проекта у дошкольников сформировался естественный интерес к истории Родины и семьи. Тема жизни детей во время войны вызвала живой эмоциональный отклик у дошкольников. Дети самостоятельно приступали к опросу родителей о войне и о судьбе своих воевавших родственников, о судьбах детей военного времени. Каждому хотелось побольше узнать, как складывалась жизнь во время войны близких для них людей. В тесном взаимодействии с родителями была проведена поисковая работа в кругу семьи. Побеседовав с родителями, бабушками и дедушками дети, приходя в детсад, делились друг с другом тем, что они узнали, приносили в группы фотографии, рассказы, записанные родителями со слов детей и даже памятные медали.

В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Более разнообразными стали сюжетно-ролевые игры.