Подписи к слайдам:

Согните на себя к отмеченной точке правый нижний угол. Стаканчики можно сделать и цветными, в зависимости от их назначения Эта поделка очень пригодится во время экскурсий, на прогулках, при сборе цветочных семян, при выращивании рассады " Как легко развить мелкую моторику руки, усидчивость. концентрацию и внимание ребенка" Ребенок научится правильно читать схемы и разбираться в условных обозначениях при сборке оригами; Освоит базовые формы оригами и потом с лёгкостью сможет их повторить; Сложит свои первые бумажные шедевры; Узнает, какие существуют виды оригами, и чем

они отличаются ; Научится собирать модульное Оригами; Легко и непринужденно постигнет основы сложного моделирования и научится делать более изобретательные и совершенные фигурки; И многое, многое другое. Шаг за шагом, от простых базовых форм до достаточно сложных и изысканных моделей ваш ребенок освоит искусство Оригами. 2. Перед нами базовая форма «треугольник». Перегните левый нижний угол треугольника на себя вверх, чтобы он совпал с верхней стороной. Отметьте точку пересечения намеченной линии с боковой стороной. Разверните 7. Раскройте от себя модель, сделайте ее объемной. Стаканчик готов. ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ МБДОУ

ИЗ БУМАГИ «ОРИГАМИ» 1. Согните квадрат по диагонали — верхний угол совместите с нижним. 6. Отогните вниз от себя задний верхний треугольник. ПОДЕЛКА СТАКАНЧИК 5. Отогните вниз на себя передний верхний треугольник. А вот что говорят психологи об Оригами:

Влияние занятий оригами на развитие мышления и интеллект изучали психологи Екатерина и Юрий Шумаковы. Они пришли к выводу, что такие занятия: Повышают активность правого полушария мозга и уравновешивают работу обоих полушарий; Активизируют творческое мышление; Повышают уровень интеллекта в целом; Повышают и стабилизируют на высоком уровне психоэмоциональное состояние; Снижают тревожность и помогают легче адаптироваться к тяжелым ситуациям; Улучшают двигательную активность рук, развивают моторику пальцев; Улучшают память и глазомер; 4.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД №232»

ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

: Колесникова Валентина Николаевна, МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад №232», воспитатель т. 8918-432-80-60

:   «Развитие мелкой моторики рук в продуктивной деятельности, как условие успешного речевого развития детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка - детский сад №232» расположено в микрорайоне «Юбилейный».

основная общеобразовательная программа в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением  деятельности по художественно-эстетическому, физкультурно-спортивному направлению;

Развитие речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук посредством приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству и организацию совместного творчества детей и родителей.

создать условия для ситуативно - делового, личностно- организационного общения на основе общего дела ребенка и родителя.

расширять знания о видах искусства: декоративно - прикладном (гжельская, хохломская, городецкая, жостовская роспись; керамические изделия; народные игрушки), изобразительном, литературе, музыке, театре.

развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки; развивать эстетические чувства, эмоции, переживания; учить самостоятельно, создавать художественные образы в разных видах деятельности;

способствовать формированию установки на получение качественного результата и преодоление частных неудач, неизбежных в процессе его получения.

создать педагогические условия для развития речи у детей с ОНР через укрепление мелкой моторики пальцев рук путем приобщения ребенка к декоративно- прикладному искусству посредством взаимодействия всех специалистов детского сада;

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, но у детей, имеющих проблемы в развитии речи  недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои мысли Они, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми, снижается познавательная активность. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления

Наряду с общей соматической ослабленностью, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Отмечается замедленность и неловкость движений, недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Сопоставляя все вышеперечисленное и результаты диагностики развития детей группы, я определилась в направлении работы: выполняя задачи «Программы воспитания и обучения в детском саду», необходимо особое внимание уделять формированию навыков устной речи через развитие мелкой моторики рук. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, «отвечающие» за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность. Таким образом, развитие мелкой моторики сыграет огромную роль в развитии речи детей. у детей, посещающих мою группу 70% имеют речевые недостатки которые создают определенные проблемы для общения детей друг с другом и с взрослыми. В связи с этим мною была определена цель педагогического исследования:  доказать эффективность  использования в своей работе различных методов и приёмов по развитию мелкой моторики, которые позволяют ненавязчиво и опосредованно осуществлять обучение и коррекционное воздействие в увлекательной и интересной для детей  форме.

2.формирование моторики в специально созданных ситуациях (продуктивной и изобразительной деятельности, графических упражнениях, оригами);

4.обучение детей умению целенаправленно управлять движениями  в бытовых ситуациях, формирование навыков самообслуживания, посильная помощь членам семьи.

опыта состоит в разработке системы работы по развитию речи  детей, в подборе  методов, приемов и средств: пальчиковые игры и гимнастику; упражнения с крупой, зернобобовыми, семечками (аппликация, выкладывание на пластилине, рисование по манке); игры с пуговицами (застегивать-расстегивать, выкладывать орнамент, нанизывать и др.); занятия со счетными палочками, спичками (выполнение заданий  по схеме и без неё); работу с бумагой (аппликация, сминание и выравнивание бумажных комочков, наматывание на них ниток, работа с трафаретами); упражнения в тетрадях в клеточку (штриховка, графические диктанты); работу с мелко нарезанной нитью (аппликация); ниткографию и в разработке конспектов этих мероприятий.

В группе предполагается создать условия для накопления практического опыта и, прежде всего, ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно усвоить различные навыки. Аппликация, вырезание из бумаги, лепка из пластилина, оригами,  и другие виды детского творчества не только развивают ребенка эстетически, но и помогают ему учиться аккуратности и терпению, без которых в школе не обойтись, а также разрабатывают мелкую моторику пальцев, что упрощает обучению письму и способствует формированию правильной и красивой речи. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность. У ребят уже сегодня устойчивый интерес к продуктивной деятельности. Это меня  и подтолкнуло к идее углубить работу по развитию речи детей, приобщая их с деятельности с мелкими предметами в продуктивной деятельности.

Изучив возможности и интересы родителей, я пришла к выводу, что они владеют различными технологиями продуктивной деятельности (вышивка, бисероплетение, вязание, тестопластика), обладают развитым, богатым воображением, заинтересованы в работе с детьми, проявляют активность в посещениях всевозможных городских выставок, мастер- классов. Такое понимание, творческий потенциал родителей вдохновили меня  на работу, которая  включает специально организованные занятия по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование), самостоятельную продуктивную деятельность детей, совместную работу с родителями. Результатом работы в этом направлении станут традиционные выставки в группе, ДОУ, участие в городских семейных конкурсах.

Работая над развитием мелкой  и общей моторики рук у детей  старшего возраста, я добилась определённых результатов.     По моим наблюдениям у детей улучшилась координация артикуляционного аппарата, заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. Проведенная диагностика в конце года показала, что процент детей группы слабо владеющих графо-моторными навыками снизился, а также выявлена положительная динамика в речевом развитии детей.

Результаты диагностики мелкой моторики пальцев рук и продуктивной деятельности воспитанников доказывают важность, необходимость и актуальность проекта: низкий уровень снизился на 34% и составил 2%, средний уровень вырос на 12% и составил 56%, высокий уровень вырос на 22% и составил 42%.

Анализируя результаты диагностики можно констатировать тот факт, что во время реализации проекта развитие мелкой моторики пальцев рук и интерес детей к продуктивной деятельности многократно улучшили навыки и умения детей, позволили почувствовать себя настоящими творцами, изобретателями, фантазерами.

В работу по развитию мелкой моторики у детей  старшего дошкольного возраста включаются все виды учебно-игровой деятельности. Технология опыта включает разработку перспективного плана, конспектов занятий, работу с педагогами и родителями воспитанников. Реализация опыта предполагает деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста  в течение учебного  года.

Я считаю, что основной задачей в процессе развития речи детей является формирование у дошкольников общей и мелкой моторики. В своей работе я применяю разнообразные формы и методы: в одном случае это игра, в другом - занятие-спектакль, где дети - и участники спектакля, и зрители, в третьем -  они «учителя», а не «ученики» и т.д. Придуманы разные варианты занятий с использованием: литературных персонажей, специально изготовленных панно, сюжетов сказок, элементов сюжетно-дидактической игры, сюжетных картин и т.д. Такие формы работы позволяют мне добиться устойчивого внимания и поддержания интереса у детей-логопатов.

Сюжетно-тематическая организация обучающего процесса и разнообразие в преподнесении учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, поддержанию положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний. Положительными моментами является то, что задания направлены на включение в работу всех анализаторных систем. Рассмотрим более детально варианты использования коррекционно-развивающих игр и приемов дающих наибольший эффект в развитии мелкой моторики. Дети иногда не могут выполнить элементарных движений. Самым трудным для них является выполнение движений обеими руками. Поэтому при обучении дошкольников пальчиковым играм я иду от простого к сложному, усложняя задания от игры к игре. Для этого я использую разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, тактильно и с речевым сопровождением. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками - один из основных залогов успешного освоения детьми движений мелкой и общей моторики.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки (игры «Вот мои ручки», «Этот пальчик…..», «Кулак, ребро, ладонь» и др.) Затем детям предлагаются игры более сложного характера, с левой или правой рукой («Пальчики здороваются», «Кулак-кольцо» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками. («Щелчки», «Коготки», «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.)

Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи  из цветного песка, рисуют их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводят пальцем дорожки, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики…

Игры с дополнительными материалами – такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание более устойчивое, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее.

Вся проводимая мною работа направлена на пробуждение познавательного  интереса и в этом мне помогают дидактические  игры и игровые приёмы.

Важным фактором в развитии ребенка является мелкая моторика. Мелкая моторика – это гибкость, ловкость рук и точность движения пальцев руки. Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразие действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка.

Главной целью опыта является формирование мелкой моторики рук. В соответствии с целью сформированы основные задачи опыта:

контейнеры для проведения индивидуального массажа (бигуди небольшого диаметра, грецкие орехи, ребристые палочки);

В заключение следует отметить, что для усиления педагогического воздействия на детей, создания дополнительных эмоциональных и мнемонических связей, а также для предоставления визуальных и аудиальных образов и объектов, которые невозможно представить в условиях детского учреждения, была создана видеотека и аудиотека.   Видеотека включает в себя мультфильмы, фрагменты художественных,познавательных фильмов по теме занятия, а также тематические презентации,  слайдшоу, видеоролики, как заимствованные из сети интернет, так и авторские.

9.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагина. - М. Айрис-пресс, 2005. - 412 с.

12.Лурия, А.Р. Юдович, Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка / А.Р. Лурия, Ф.А. Юдович. - М. Просвещение, 2006. - 315 с.

17.Калугин М.А. Новотворцева Н.В. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль. 1996

В результате анализа педагогической литературе, мы использовали комплексы пальчиковой гимнастики, способствующие развитию речи. Каждый комплекс разучивается в течении одной недели, затем включаются следующие. Каждый комплекс состоит из 4 упражнений и одного задания, направленного на составления предложения по картинке. Сначала делаются упражнения, потом предоставляется картинка, по которой дети заканчивают предложение. Как задание на дом, были даны упражнения на развитие связной речи: составление предложений по картинкам; составление рассказов – описания по плану; составление рассказа по картинке; составление рассказа с тремя определенными предметами.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой – указательный, большой – средний и т.д. Это упражнение можно варьировать, меняя положение пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большими.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) – вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Ладони повёрнуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы – головка, остальные сомкнуты пальцы – крылья. Помахать ими.

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья –сменена рук.

Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает  «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Волк. Делаем «пароходик», большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук попеременно на счёт раз.

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья –сменена рук.

Ладонь вверх, указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз, большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный – вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцами.

Прокатывание колючего мячика по часовой стрелке между ладонями. Проводить колючим мячиком  по каждому пальчику.

Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручки.

Пальчики  кулачёк. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Поочерёдно «кусать» прищепкой ногтевые фаланги от указательного к мизинцу и обратно, на ударные слоги стиха. После второго двустишья –сменена рук.

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на неё накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют гриву.