К проблеме личностного развития дошкольника в образовательном пространстве дошкольных организациях

Жиенбаева С.Н. - д.п.н. доцент КазГос ЖЕНПУ

Новый этап социально-экономической модернизации и стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира определяет необходимость дальнейшего развития системы образования.   Изучение и анализ реальных достижений системы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан, говорят о необходимости создания новой модели дошкольного образования, ориентированной на результат.

Дошкольное воспитание и обучение как первый уровень системы непрерывного образования, создает условия для формирования и развития личности ребенка, способного успешно адаптироваться в современном мире. Гуманистическая парадигма в образовании актуализировала интерес к проблеме развития детской личности. Изменяющийся социум предъявляет качественно новые требования к самосознанию растущего человека. Однако существующая система дошкольного образования не обеспечивает в полной мере личностного развития и самоизменения воспитанников. Изучение личностного развития ребенка в условиях детского сада требует осмысления существующих в этой связи социально-педагогических проблем дошкольного образования, а также определения направлений современных научно-практических исследований.

Личностное развития дошкольника протекает в конкретной образовательной среде, регламентирует основными документами, среди них Закон РК «Об образовании», Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан», государственный общеобязательный стандарт    дошкольного образования и др. Целевые установки названных документов относительно личностного развития в детстве размыты, сформулированы обобщенно формирование всесторонне развитой личности.   В стандарте указано цель воспитания и обучения   детей   дошкольного возраста: Создание полноценного пространства   и организация комплексного сопровождения индивидуального развития ребенка дошкольного   возраста, способствующего благоприятной социализации и усвоению им ключевых   компетентностей, базирующихся на общечеловеческих и национальных ценностях, воспитание творческой личности, способной к позитивным отношениям в социуме». Цель, как извесно, -это основная категория педагогики, выражающая социальный заказ общества, связывает воедино содержание, методы, формы, обеспечивает успех педагогических действий. Долгое время в дошкольной педагогике преобладал односторонний целевой подход к личностному росту воспитанников как процессу, управляемому извне, что противоречило пониманию личностного развития как самодвижения.

Современный дошкольный образовательный контекст нуждается в новой установке, более широкой, связной с жизненным самоопределением ребенка. Эмоционально-ценностным отношением к себе и другим людям. Процессом познания своего физического и духовного потенциала, своей личностной сущности. Педагогически ценным является признание в дошкольном возрасте приоритетов развития, суверенности душевной жизни ребенка. Именно такая трактовка цели ориентирует дошкольное образование на личностное развитие ребенка, познание им себя.

Дошкольный образование рассматривается нами как сфера социокультурной человеческой деятельности, связная с целенаправленным, специально-организованным процессом становления растущей личности путем «введения» ее культуру и социум. Учитывая сказанное, стоит заметить, что образование в дошкольном возрасте имеет четко направленную ориентацию – развивающую. Таким образом, именно развивающее образование должно обеспечить каждому ребенку условия, в которых он окрепнет духовно и физически, в нужной мере созреет интеллектуально, получит необходимый социокультурный личностный опыт.

Социальный заказ государства в воспитании подрастающего поколения призваны удовлетворять дошкольные образовательные организация разных типов. Ребенок пребывающий в дошкольном организации, включается в образовательный процесс, в повседневную жизнь других детей, вступает в определенные отношения с некоторыми из них, погружается в атмосферу детского сада, в тот «дух», который ему свойственен. Поэтому детский сад значим для личностного роста воспитанников, причем в некоторых случаях остается основным каналом позитивного влияния.

Резкое сокращение сети дошкольных организаций в начале 90-х годов породило серьезные социально-педагогические проблемы, среди них слабая подготовка к школе детей, не посещающих дошкольные образовательные организация и, как следствие, отставание в развитии у них личностных показателей; нарушение конституционного право родителей на должное дошкольное воспитание и др. Семья, особенно неблагополучная, не всегда в состоянии компенсировать отсутствие общественного дошкольного образования. Практика разрушения системы дошкольного образования показала свою порочность и в современной сложной социально-экономической ситуации происходит новое осознание роли детского сада, который, по сути, выполняет функцию защиты и охраны детства.

Дошкольная организация как социальный институт системы дошкольного образования, в контексте исследования рассматривается как пространство жизни и реализации базовых потребностей ребенка на фоне становления новых форм взаимоотношений со взрослыми. Показано, что формирование детской личности в педагогическом процессе дошкольная организация связно с организацией таких условий, которые обеспечивают становление ребенка как личности.

Осмысление проблем личностного развития в раннем онтогенезе связно с поиском нового содержания образования. На современном этапе в массовую практику внедряются разнообразные программы для детей раннего и дошкольного возраста. При этом главным признается формирование свободной, цельной, компетентной личности с развитым мышлением, умеющей сделать выбор, проявить волю, принять решение, уважать выбор другого.

В исследовании проанализировано следующих содержание образовательных программ, реализованных в дошкольных организациях: «Балбобек» (1996), «Кайнар» (2006), «Карлыгаш» (2007), «Балаларды мектепалды дайындау» (1998), и т.д.

Заслуживает внимание образовательная программы «Алгашкы кадам», «Зерек бала», «Биз мектепке барамыз»(2009), которая основывается не идее готовности дошкольника к самоопределению, самореализации. Важной целью личностного развития в этом возрасте, по мнению авторов, являются приобщению воспитанника к культуре жизненного самоопределения, поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих возможностей ребенка в различных видах деятельности.

Содержание анализ дошкольных образовательных программ, которые «работают» Республике Казахстане, показал, что идет поиск не только нового содержания образования, но   и педагогических технологий, стимулирующих приобретение и обобщение ребенком социально-личностного опыта. Однако в программах не в полной мере отражены вопросы личностного роста воспитанников, меньше всего рассмотрена рефлексивно-смысловая деятельность ребенка в детском саду, недостаточно освещена ценность базовых знаний дошкольников. Необходимых для самопознания, расширения сферы общения с педагогом и сверстниками.

Анализ публикаций Н.Кулжановой, Р.С.Буре, С.А.Козловой, Л.А.Парамоновой, Р.Б.Стеркиной, А.К.Менжановой, Б.Баймуратовой, а также собственной педагогический деятельности позволил определить перспективные линии развития содержания дошкольного образования. Закономерности развития ребенка дошкольного возраста влекут за собой такую особенность образования, когда разные предметные области знания интегрируются с культурологическими. В русле проводимого исследования данный принцип представляется важным условием создания дошкольной образовательной среды, развивающей личности ребенка. На нашей позиции, личностное развитие дошкольника – это открытая система, эффективность развития которой определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды, которые постоянного изменяются. Для эффективного развития системы ею необходимо профессионально управлять.

В указанных работах по теории и методике дошкольного образования по-разному решается проблемы развития личностных конструктов в детском саду. Авторские концепции имеют много позитивных идей, среди них- направленность на изучение отдельных аспектов личностного развития, обоснованность принципов и средств формирования определенных личностных качеств детей. При выраженном стремлении авторов уйти от жесткого регламентированного обучения воспитанников, сковывающего их развитие, ценным является определение стратегии дошкольного образования в вопросах личностного роста детей, характеристика видов эффективной педагогической помощи, обоснование позиции педагога, который учитывает зону ближайшего развития ребенка.

Несмотря на это следует указать существенные пробелы в изучении личностно-смысловой сферы дошкольника. Остаются вне поля зрения научных целостность и многоплановость феномена личностного развития дошкольника. Таким образом, анализ современных педагогических исследований, образовательных программ, докторских диссертаций последних лет по проблемам дошкольного образования демонстрирует очевидность существенного расширения и углубления подходов к пониманию личностного развития в раннем онтогенезе.

С нашей позиции, личностное развитие дошкольника – это открытая система, эффективность развития которой определяется не только ее системными качествами, но и условиями среды, которые постоянного изменяются. Для эффективного развития системы ею необходимо профессионально управлять. Проанализировав разные подходы к пониманию природы личностного развития в раннем онтогенезе, отметим ведущую идею: детская личность целостна, ее качества и характеристики нельзя формировать «по частям»; каждый ребенок уникален, его развитие, неотделимо от саморазвития; процесс личностного становления.

Протекающий внешне, в конкретной социокультурной обстановке, детерминирован изнутри. Иначе говоря, развиваясь как личность, ребенок присваивает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, раскрывает свою собственную природу. Чтобы обеспечить личностное развитие старших дошкольников в детском саду, требуется содержательный анализ категории «развитие», центральной в понятийном аппарате исследования.

Анализ философских, психолого-педагогических идей помог определить содержание понятия «личностное развитие дошкольника» под которым мы понимаем сложное социокултурное развития, опосредованное образовательной деятельностью, в процессе которой ребенок не только усваивает, «присваивает» социальный опыт, но и рефлектирует его с содержанием имеющегося опыта, накопленного в процессе предшествующего взаимодействия со взрослым. Таким образом, личностное развитие – это отражение логики детского развития как «очеловечивания» через продуктивную деятельность и в деятельности. В целом развитие личности дошкольника связано с целенаправленной педагогической деятельностью, ориентированной на постижение ребенком личностных смыслов своей активности. Ребенок как сознательное существо стремится понять смысл происходящего, осмыслить увиденное и услышанное. Именно понимание выступает процедурой осмысления, основанной на рефлексивной деятельности. Эти качественные изменения, определяющие стратегию дальнейшего развития системы дошкольного образования, определяют образ открытого образовательного пространства дошкольных организациях.

Личностное развитие основывается на учете индивидуальных особенностей ребенка, но не в традиционном его понимании. Суть такого вида деятельности в разработке и обосновании комплексной и системной технологии с ориентацией на внутренние механизмы развития и функционирования личности – персонализацию, рефлексию, стереотипизацию. Существенной стороной организации личностного развития является учет психологии детей, который определяет специфику работы той или иной технологии. Другими словами создаются определенные условия для развития личности, с учетом предпочтений и интересов воспитанника, позволяющие ему самовыражаться и самоактуализироваться. Поэтому цель педагогической деятельности воспитателя в системе дошкольного образования – передать ребенку, с его индивидуальными способностями и возможностями, социокультурное содержание образования, опыт, создать для него целостную среду или   образовательную пространству становления и развития личности.

В педагогической литературе и публицистике в последнее время много говорится о формировании единого образовательного пространства как условия полноценного личностного развития ребенка. Чаще всего с содержанием данного понятия связывают мероприятия по созданию взаимосвязанных, согласованных условий, методов и средств обучения и воспитания. Позиции ученых относительно определения основных характеристик открытого образовательного пространства различны.

По мнению В.Д. Семенова, открытое пространство характеризуют гуманные правила и уравновешенный тип общения. Оно представляет наиболее полные возможности для личностного развития каждого субъекта, тогда как закрытое пространство ориентировано на жесткие правила, неконструктивное общение, что препятствует личностному росту.

А. Сайбединов в качестве основной характеристики открытой образовательной среды называет ее творческий характер. По его мнению, закрытость образовательного пространства не позволяет решать задачу развития у ребенка стремления к творчеству. Создание ООП, открытого для межличностного и группового общения, развернутого к социуму на информативном, деятельностном уровнях, может способствовать общему творческому развитию ребенка и обеспечить качественный уровень образования детей с высоким творческим потенциалом.

Открытое образовательное пространство является условием включения ребенка в социокультурные отношения, что позволяет сформировать у него целостный образ бытия, а в его рамках - образ человека. Открытое образовательное пространство, в котором все его составляющие взаимосвязаны, восприимчивы друг к другу, позволяет информации входить внутрь и выходить за его пределы, способствует решению этой важной педагогической проблемы.

В аспекте изучаемой проблемы изложены принципы построения образовательной деятельности в дошкольных организациях: развития, природосообразности; психологической комфортности; взаимодействия; доверительного сотрудничества; диалога; ненасилия; здоровьесбережения. Представленная совокупность принципов построения образовательной деятельности в дошкольных организациях гуманистически орентирует взаимодействие дошкольников, воспитателей, родителей на развитие, саморазвитие ребенка, его образование, самообразование, воспитание, самовоспитание, свободное общение.

Дошкольная образовательная деятельность обеспечивает личностное развитие в пространстве культуры и стимулирует необходимые условия и предпосылки для процесса. Учитывая то, что ребенок является частью природы и представляет собой особую саморазвивающуюся и саморегулирующуюся систему, мы выделили следующие предпосылки личностного развития дошкольника: наличие преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием; сотрудничество дошкольных организациях с семьей; обеспечение успешной адаптации воспитанников к новым социокультурным условиям школьной жизни; знание педагогом и удовлетворение значимых потребностей ребенка; создание благоприятного микроклимата в детском саду.

Используемые литература

1.Закон « Об образовании». Астана, 2007.

2.Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы. Астана, 2010.

3.Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием

и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы. Астана.- 2010.

4.Кульжанова Н. Предшкольное воспитание. – Алматы. -1994.

5.   Бодалев А.А. Формирование личности - актуальная проблема комплексного психолого-педагогического исследования / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Ляудис. - М: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1980.

6. Менжанова А.К. Дошкольная педагогика. Алматы, 2006.

7. Ковалев Г.А. Психологическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. - 1993. - ©1.

8. Фельдштейн Д.И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Сов. педагогика. - 1989. - © 5. - С.71-77.

9. Крейри Элизабет. Я злюсь: Для дошкольников и младшего школьного возраста. – Спб. НО и Комплект, 1995.

10. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.