Datalife Engine Demo

Развитие неорганизованных дошкольников на базе учреждения дополнительного образования (из опыта работы). Детский сад 50. Конспект занятия

автор:Лисихина О.В. | 31-07-2012, 04:57 | Просмотров: 12

За последнее время система дополнительного образования значительно изменилась и приобрела ряд качественных характеристик, придающих этому виду образования уникальность и особую социальную значимость. Сегодня система ДО работает в режиме инноваций. Расширяются ее направления, основной становится образовательная деятельность. Организация в учреждениях дополнительного образования “дошкольного звена” - неотъемлемый компонент выполнения социального заказа населения, а также результат поэтапного решения федеральных и региональных задач в области образования.

В Концепции модернизации системы образования до 2010 года одной из приоритетных задач является обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения дошкольного образования для всех слоев населения.

Широко известно. что к первоклассникам предъявляются сейчас очень высокие и разнообразные требования. И речь идёт не только о том, чтобы научить ребёнка читать, писать и считать.

Сегодня много детей с ослабленным здоровьем, с хроническими заболеваниями; есть малообеспеченные семьи, которым нечем платить за дошкольное образование. И есть педагогически запущенные дети, родителям которых не до них и не до детского сада. Каждый родитель вправе выбирать, где его ребёнок будет получать дошкольное образование: в детском саду, у частного воспитателя или дома. Дети, не посещающие дошкольные учреждения, не имеют опыта адаптации в организованном социуме, не умеют включаться в групповую работу, круг контактов в социальной сфере у них ограничен. Поэтому для детей данной категории существует потребность в компенсации личностного развития и выравнивания стартовых возможностей для поступления в школу.

Эту проблему можно решить в группах кратковременного пребывания на базе учреждения дополнительного образования.

В 2001 году была разработана комплексная программа для неорганизованных дошкольников, регламентирующая образовательно-развивающую деятельность; разработан учебный план. Так возникла Школа раннего развития “Радуга” в Центре развития творчества детей и юношества г. Нерюнгри.

Группы предшкольной подготовки являются начальным этапом дополнительного образования детей в ЦРТДиЮ. Вся система работы помогает наиболее полно раскрыться разнообразным способностям ребенка, создает благоприятные, природосообразные условия для их развития.

Школа раннего развития позволяет решить проблему подготовки детей старшего дошкольного возраста к школе, к обучению по программам дополнительного образования, а также решить ряд социально-педагогических задач:
  • Творческое развитие
  • Раннее развитие детей младшего дошкольного возраста
  • Социальная адаптация
  • Самоопределение детей в дополнительном образовании: посещение творческих объединений ЦРТДиЮ.

Почти 10 летний опыт работы школы раннего развития подтверждает необходимость комплексного подхода к всестороннему развитию ребенка.

Сегодня программа ШРР предусматривает развитие и обучение детей от 1,5 до 7 лет:
  • Беби-клуб. Развитие детей 1,5-3 лет в группах совместного пребывания с родителями. В 2008 году разработана программа нового поколения “Вместе с мамой” которая предусматривает не только развитие детей, но и тренинговую работу с родителями по коррекции детско-родительских отношений.
  • Подготовительная ступень для детей 3-4-х лет в группе “Играя, обучаюсь”. Для данного возраста предлагаются занятия:

- “В гостях у сказки” (развитие речи);

- “В гости с Антошкой” (развивающие игры);

- танцевально-ритмическая гимнастика;

- социально-личностное развитие;

- художественный труд.
  • Основная ступень для детей 5-7 лет. Курс “Будущий первоклассник” помогает ребятам овладеть всеми компонентами понятия “готовность к школе”: дает знания, развивает творческое и логическое мышление, речь, мелкую моторику, формирует усидчивость, внимание, волевые навыки.
В школе раннего развития “Радуга” дети учатся познавать окружающий мир при помощи разнообразных прогрессивных педагогических технологий и методик, позволяющих всесторонне подойти к развитию и совершенствованию личности ребенка:
  • Личностно-ориентированные технологии;
  • Технология компенсирующего обучения;
  • Игровые и здоровьесберегающие технологии;
  • Технологии, методики и игры развивающего обучения (Дьенеш, Воскобович, Л. Венгер);
  • Методы сенсорного воспитания на основе педагогики М. Монтессори;
  • Методы АРТ-терапии.

Большое внимание в ШРР уделяется эмоционально-личностному общению детей. Для воспитанников каждый год проводятся 4 календарных праздника; традиционные – “АБВГД-ка” и выпускной. Кроме этого, в течение года организуются развлечения, игровые и тематические программы, экскурсии.

Практика показала, что в группах раннего развития встречались разные дети: с задержкой психического и социального развития, со сниженным интеллектом, из социально неблагополучных и социально незащищенных семей. Данная категория детей нуждается в педагогической поддержке, включающей социально-психологическое и логопедическое сопровождение. Для адаптации детей к условиям УДО, сохранения и укрепления психологического здоровья детей создана служба психологического сопровождения образовательного процесса Школы раннего развития.

Работа социально-психологической службы направлена на диагностику, профилактику и преодоление ситуаций и состояний риска в детском развитии. Данные задачи реализуются по нескольким направлениям:
  • адаптация педагогической среды к потребностям и интересам конкретного ребенка;
  • создание условий для гармоничного психического и личностного развития детей раннего возраста;
  • работа по активизации творческого потенциала личности ребенка, по созданию специально подготовленной среды, учитывающей ведущие линии (сенситивные периоды) развития детей раннего возраста;
  • развитие психических процессов детей (восприятия, мышления, памяти, внимания), сенсорное воспитание детей;
  • коррекция детско-родительских отношений (в виде групповых консультаций и разработанных рекомендаций),
  • адаптации детей к коллективу.

Педагоги предоставляют возможность учиться не только детям, но и родителям, делая процесс общения взрослых и детей более гармоничным. Мы стараемся оказать помощь семье в интеллектуальном, психоэмоциональном и физическом развитии ребенка дошкольного возраста.

Работа с семьей осуществляется через реализацию программы “Родительский Университет”. Для того чтобы помочь родителям стать ближе к своим детям, побудить их бережнее относиться к детским огорчениям и радостям, научить родителей грамотно вести своих детей по жизни и разработана данная программа.

По содержанию “Родительский Университет” - психолого-педагогический курс для родителей, включающий следующие формы работы:
  • лекторий, состоящий из 2-х частей (лекция и психолого-педагогический тренинг),
  • индивидуальные занятия для родителей,
  • тренинг родителей с детьми,
  • шпаргалки для родителей,
  • стенд психологической информации.
Вся работа психолога, педагогов направлена, по сути, на реализацию следующих задач:
  • углубление психолого-педагогической компетентности родителей;
  • включение родителей в образовательный процесс как активных субъектов;
  • раскрытие перед родителями сущности основных приемов развивающего образования, определение их роли в обучении детей;
  • создание условий для взаимодействия педагогов с родителями дошкольников и оптимизации дальнейшего сотрудничества;

“Родительский Университет” помогает родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях в ходе тренинга, по-новому взглянуть на своего ребенка и на свое отношение к нему.

Практический выход реализации комплексной программы Школы раннего развития “Радуга”:
  • успешная адаптация воспитанников при поступлении в ДОУ и школы.
  • участие детей в районной и республиканской метаолимпиаде среди старших дошкольников ДОУ с призовыми местами.
  • равные стартовые возможности при поступлении в первые классы школ города, в том числе и гимназий (около 30%).
  • наши дошкольники параллельно посещают творческие объединения Центра (шахматы, тестопластика, танцы, изостудия, бисероплетение и т.д.).
Таким образом, вся работа Школы раннего развития на базе ЦРТДиЮ позволяет:
  1. обеспечить будущим первоклассникам равные стартовые возможности при поступлении в школу;
  2. cвоевременно помочь детям, имеющим проблемы в здоровье и развитии;
  3. решить вопрос адаптации и социализации ребенка;
  4. повышает доступность дошкольного образования в городе.

Ещё конспекты занятий в детском саду:

Современные методы по обучению чтению: их плюсы и минусы

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе с ОНР "Путешествие в зоопарк"

Совместная деятельность воспитателя и учителя-логопеда "Влияние устного народного творчества на развитие речи будущих первоклассников"

Занятие по развитию связной речи в подготовительной группе детей с ОНР III уровня по теме "Зима"

Комфорт. Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в группе кратковременного пребывания

|развитие |развитие ребенка |неорганизованных |неорганизованный сброс |дошкольников |развитие дошкольников |базе |база данных |учреждения |образовательные учреждения |дополнительного |дополнительное образование |образования |министерство образования |опыта |работа без опыта работы |вакансии работа |детский |детский сад |Страничка логопеда |Развитие неорганизованных дошкольников на базе учреждения дополнительного образования из опыта работы Детский сад