Скачать:

Предварительный просмотр:

«Проектная  деятельность в воспитательно-образовательном пространстве, как средство развития познавательных способностей дошкольников».

Реформирование системы образования, демократизация и  гуманизация этой важной для общества социальной сферы требуют нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ не через систему занятий, а через другие, формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

Так как современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 10-15 лет назад, в дошкольных учреждениях идет поиск наиболее эффективных средств обучения и воспитания.

Сегодня нужны новые формы работы с детьми, которые позволили бы так обучать дошкольников, чтобы они об этом даже и не догадывались. Однако отказ от занятий (но не от процесса обучения) и использование принципиально других форм работы с детьми для решения образовательных задач сегодня является наиболее сложным моментом для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Сегодня любое дошкольное учреждение в  соответствии с принципом вариативности вправе  выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе  адекватных идей и технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектов - одно из инновационных направлений в современной практике, которому в последнее время уделяется все большее внимание. Проектная деятельность – форма продуктивной деятельности.

Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая  значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.   Педагог  организует  проблемную ситуацию для детей, но  не предлагает  свои варианты решения, т.е. уходит  от  традиционного  и привычного действия по заранее заданному образцу.  Ведь проектная деятельность способствует развитию мышления, воображения и речи детей только тогда, когда педагог стремится удерживать проблемную ситуацию. Именно этим проектная деятельность отличается от продуктивных видов деятельности, в которых проблемная ситуация  снимается максимально быстро.

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Делая упор на сознательную поисковую активность и продуктивное мышление ребенка, целенаправленно устремляя их на достижение определенных познавательных задач, можно добиться ожидаемых положительных результатов в любом виде деятельности.

Внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада - это на сегодняшний день один из основных путей познания. Необходимое условие для работы  -  это создание предметно-развивающей среды. Создание лаборатории направлено на развитие у детей интереса к исследовательской деятельности, где и происходит развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

По мнению  ученых, основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей, которые включат в себя:

-обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

- развитие познавательных способностей;

- развитие творческого воображения;

- развития творческого мышления;

- развитие коммуникативных навыков.;

Умение пользоваться проектным методом – показатель  высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей  характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной   если:

- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;

- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;

- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.

Задачи проектной деятельности   для каждого возраста различны.

Уже в младшем возрасте дети приобретают определенные навыки и умения:      умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы и умозаключения.                                                                                С младшими дошкольниками реализуются 2-3 проекта, со старшими дошкольниками в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжительности (кратко, средне, долгосрочные), по количеству участников (индивидуальные, парные групповые, межгрупповые и др.), совместные с родителями и без них.  Организовывая проектную деятельность  внутри группы, важно, чтобы пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности.

Поскольку ведущий  вид деятельности дошкольников – игра, то, начиная с младшего возраста, можно использовать ролево–игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.     В то же время, нужно помнить, что все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась.

Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Таким образом, дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей. У них  сформировалась способность  оценивать результативность предпринятых действий, что является ростком рефлексии, т.е. готовит ребенка к учебной деятельности.

В ходе проведенных проектов повысилась детская самостоятельность, любознательность, активность. У детей развито творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации. Дети становятся увереннее в своих силах.

В заключении хочется сказать, что использование проектного метода помогает:

- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;

- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;

- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;

- развивать мышление, воображение, память, внимание;

- развивать речь (задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта; комментировать свои действия; делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы; высказываться в связи с высказываниями других; сформулировать свой интерес, предпочтение, намерение; договариваться о правилах; поддерживать разговор; использовать элементарные нормы общения);

- контролировать свое поведение, выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами или общении в группе);

- организовать свою работу;

- сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат.   «Сами дети любят искать, сами находить, — писал А. Эйнштейн. — В этом их сила». Детям необходимо больше свободы чтобы познать себя, погрузиться в глубину собственных мыслей и творчества. Все это дает технология проектирования, позволяющая ребенку раскрыться в совместной деятельности внутри событийной детско-взрослой общности.

Божко Елена Федоровна-воспитатель.

МБДОУ №29 «Рябинушка» Город Старый Оскол,Белгородской области.

Библиографический список:

Абашина В. В. Соколова И. Г. Проектная деятельность детей и взрослых: алгоритм планирования и организации. // Детский сад от А до Я. – 2008. - № 3. с. 19-32.

Атемаскина Ю. В. Проектная деятельность педагога: сущность и технология. // Детский сад от  А до Я. – 2008. - № 3. с. 6-12.

Веракса Н.Е. Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Мозаика-Синтез. Москва 2012

Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Волгоград: Учитель, 2009.