Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений

Содержание

Введение

Процедура проведения диагностического обследования

  • Оценка результатов
  • Возрастные особенности детей
  • Диагностика

Подготовительная к школе группа (6—7 лет)

  • Возрастные особенности детей
  • Диагностика

Литература

Список приложений

Предисловие

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, однако он имеет непреходящее значение. Это период, когда ребенок развивается как никогда бурно и стремительно. С каждым годом он изменяется физически и приобретает совершенно новые психические способности и качества. Из беспомощного малыша он превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов, а потому уделять внимание развитию ребенка надо начинать с раннего возраста.

Данное пособие представляет собой комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста. Пособие предназначено для психологов, работающих в детских дошкольных образовательных учреждениях. Составлено в соответствии с требованиями «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.К. Комаровой. Апробировано на базе «Центра развития ребенка — д/с № 80», «Центра развития ребенка — д/с № 14» и школы-д/с № 72 города Раменское Московской области в течение пяти лет.

Для диагностики используются классические методики, позволяющие выявить уровень интеллектуального развития, произвольности, особенности личностной сферы. Диагностические материалы структурированы по возрастам: 3—4 года (вторая младшая группа), 4—5 лет (средняя группа), 5—6 лет (старшая группа), 6—7 лет (подготовительная к школе группа). Составленный таким образом комплект позволит педагогам-психологам наблюдать за развитием каждого ребенка и обеспечить непрерывное психологическое сопровождение с момента его поступления в детский сад до выпуска в школу.

По результатам обследования психолог разрабатывает коррек-ционно-развивающую программу (индивидуально на каждого ребенка и на группу в целом), которая позволит воспитателям и специалистам ДОУ осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку (основы коррекционной работы изложены в комплекте «Коррекционная работа в детском саду»).

В диагностический комплект входят методическое пособие, в котором описаны возрастные особенности детей от трех до семи лет, содержание и процедура диагностики и критерии оценки результатов, а также Приложения, где представлены необходимые для проведения диагностики материалы.

Стимульные материалы делятся на три вида. Первая группа-предметы (матрешки, коробка форм, игрушки и т.п.), в Приложениях они не представлены, в этом случае просто приводится описание процедуры проведения диагностики. Вторая группа -материалы многоразового использования, и третья — расходные материалы, которые потребуются на каждого ребенка и соответственно их надо будет ксерокопировать. Два последних типа материалов включены в Приложения.

Список приложений

Вторая младшая группа

  • Приложение 1. «Разрезные картинки» (субтест 3).
  • Приложение 2.1. «Парные картинки» (субтест 5)
  • Приложение 2.2. «Парные картинки» (субтест 5)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица

Средняя группа

  • Приложение 1.1. «Покажи и назови» (субтест 2)
  • Приложение 1.2. «Покажи и назови» (субтест 2)
  • Приложение 2. «Разрезные картинки» (субтест 4)
  • Приложение 3. «8 предметов» (субтест 5)
  • Приложение 4. «Лабиринты» (субтест 6)
  • Приложение 5. «Найди такую же картинку» (субтест 7)
  • Приложение 6.1. «Найди домик для картинки» (субтест 8)
  • Приложение 6.2. «Найди домик для картинки» (субтест 8)
  • Приложение 6.3. «Найди домик для картинки» (субтест 8)
  • Приложение 7. «На что это похоже?» (субтест 9)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица

Старшая группа

  • Приложение 1. «Лесенка» (субтест 1)
  • Приложение 2. «Нелепицы» (субтест 2)
  • Приложение 3. «Времена года» (субтест 3)
  • Приложение 4. «Найди такую же картинку» (субтест 4)
  • Приложение 5. «10 предметов» (субтест 5)
  • Приложение 6.1. «Найди "семью"» (субтест 6)
  • Приложение 6.2. «Найди "семью"» (субтест 6)
  • Приложение 7.1. «Рыбка» (субтест 7)
  • Приложение 7.2. «Рыбка» (субтест 7)
  • Приложение 8. «Последовательные картинки» (субтест 9).
  • Приложение 9. Разрезные картинки (субтест 10)
  • Приложение 10. «На что это похоже?» (субтест 11)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица

Подготовительная к школе группа

  • Приложение 1. «Лесенка» (субтест 1)
  • Приложение 2. «Вырежи круг» (субтест 2)
  • Приложение 3. «Домик» (субтест 3)
  • Приложение 4. «10 слов» (субтест 4)
  • Приложение 5. «Закончи предложение» (субтест 5)
  • Приложение 6.1. «4-й лишний» (субтест 6)
  • Приложение 6.2. «4-й лишний» (субтест 6)
  • Приложение 6.3. «4-й лишний» (субтест 6)
  • Приложение 7. «Последовательные картинки» (субтест 7).
  • Приложение 8. «Найди недостающий» (субтест 8)
  • Приложение 9. «Графический диктант» (субтест 13)
  • Приложение 10. «Разрезные картинки» (субтест 10)
  • Приложение 11. «На что это похоже?» (субтест 11)
  • Диагностическая карта
  • Сводная таблица