Методика использования элементов ТРИЗ в развитии творческих способностей дошкольников "Страна загадок". Детский сад 82

Методика использования элементов ТРИЗ в развитии творческих способностей дошкольников "Страна загадок"

Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

На пороге страны Загадок

Что вы знаете о стране Загадок? Наверное, ничего, а ведь это целая страна с горами, реками, морями, городами (Приложение 1 ). Но поскольку страна загадочная, то реки, горы и моря в ней тоже загадочные. А что такое река – загадка? Может, этой реки нет, а может есть? Попробуйте ответить на вопрос сами.

А пока выйдем на дорогу. ведущую в страну Загадок. В её городах загадочные (вернее загаданные) жители, которые появляются перед нами только тогда, когда мы их загадаем, а до этого времени спят в своих домиках и оттуда загадывают свои загадки.

Город Самых Простых Загадок

Цель – научиться систематизировать предметы по признакам.

В городе Самых Простых Загадок от центральной площади расходятся четыре улицы – улица Формы, улица Цвета, улица Размеров и улица Веществ. Чтобы загадать какой-нибудь предмет, его надо описать по форме, цвету, сравнить его размер с размерами других предметов и сказать, из чего он сделан. Например: “Прямоугольное, коричневое, меньше шкафа, но больше стульчика, деревянное” (стол).

Прогулки по улице Формы

Упражнение 1. В домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик. Кто из детей поселит в домик больше жильцов?

Упражнение 2. Из соседнего домика нам говорят, что прямоугольники из их домика живут и в нашей группе. Делаем так: закрываем глаза, вспоминаем их, пока я медленно считаю до десяти, а потом тот, кого я трону рукой ответит мне.

На этой улице мы знакомимся с простыми пространственными формами: цилиндром, конусом, призмой, кубом и др.

Здесь дети знакомятся с проекциями предметов, получают представление о том, что вещи в разных отношениях видят по-разному.

На улице Цвета

На этой улице можно поговорить об основных цветах и их оттенках, показать смешивание цветов.

На улице Размеров

Здесь мы знакомимся с понятием длины, ширины, высоты, учимся сравнивать по размеру

(шире, чем …, но уже, чем …; выше …, но ниже …). Можно дать представление о полярных, противоположных свойствах: толстый – тонкий, широкий – узкий, высокий – низкий и т.д. об измерении.

Упражнение 3. Загадка: “Что бывает сначала большим, а потом маленьким?” – Яблоко, булка, конфета, сахар в чае…

“Что бывает сначала маленьким, а потом большим?” – Человек, дерево, всё, что растёт, тесто, мыльный пузырь…

“Что бывает то большим, то маленьким?” – Надувные игрушки, складная мебель, игрушки – трансформеры.

Упражнение 4. К нам в гости пришёл гномик. Он мечтает стать великаном. Это могут сделать дети. Им нужно только сказать, что гномик умеет делать всякие дела, которые по плечу только рослым – тогда он вырастет до такого размера. Гномик должен расти постепенно. Давайте помогать гномику.

“Гномик такой большой, что может сидеть за столом,…достать до потолка,…достать птичку из гнезда,…повалить девятиэтажный дом,…выпить целое озеро,…шагать из города в город”. Наконец гномик стал великаном и начал просить, чтобы его “вернули назад”. Гномик такой маленький, что может пролезть в замочную скважину,… гномику лужа кажется океаном,…когда ему на голову упала крошка, он заплакал, потому что он подумал, что это кирпич. что он не может поднять микроб,…его даже не видно в микроскоп”. А может гномик быть ещё меньше?

На улице Веществ

Первое представление об агрегатном состоянии можно дать детям с помощью игры “Маленькие человечки”.

Упражнение 5. Угадайте, что изображено. Снаружи твёрдое, внутри сначала твёрдое, потом жидкое, а в середине опять твёрдое(вишня, слива, персик и т.п.)

Упражнение 6. Придумайте и нарисуйте загадку с помощью МЧ.

“Солнышко пригревает и сосулька тает”

Рис.1

На площади

Здесь живут загадки, требующие описания предметов и по форме, и по цвету, и по размеру, и по состоянию вещества. На этом этапе можно приступать к созданию новых загадок. Для этого у педагога под руками должен быть набор простых и известных детям предметов( зеркало, карандаш, книга, яблоко и т.д.)

Игры в загадки

Упражнение 7. Педагог даёт описание предмета, а дети угадывают, что он загадал. Упражнение 8. Один из детей отворачивается, а все дети договариваются, какой из предметов они загадают. Затем все дети поочерёдно дают описание выбранного предмета, так, чтобы отгадчик смог догадаться, о чём идёт речь.

Упражнение 9. “Я загадала предмет, он живёт в этом домике, сам о себе он говорить не хочет, но если вы его спросите, он честно ответит на вопрос. Попробуйте узнать, кто живёт в домике”. При выполнении этого упражнения цель педагога – показать детям, что лучше всего сначала пройтись по улицам города, чтобы выяснить форму, цвет, размер, структуру предмета и создать мысленно его образ. Для этого педагог заранее договаривается с одни из детей и разыгрывает такой диалог:

Педагог:“ Загадала я предмет”