Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Изучение детей с ЗПР началось сравнительно недавно – в конце 50-х годов двадцатого столетия. Ряд исследователей (Т.А. Власова, М.С.Певзнер, К.С.Лебединская, В.И.Лубовский) выявили среди неуспевающих учащихся, неуспеваемость и особенности поведения которых часто давали основание считать их умственно отсталыми. Эти дети были объединены в особую категорию.

Среди детей дошкольного возраста выделяют такую группу, которая по своему психофизическому развитию незначительно отстает от своих сверстников. Таких детей до установления точного диагноза относят к детям с особыми образовательными потребностями, а именно к категории детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития – это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, азамедленный темп развития.

ЗПР является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста.

Термин «задержка» подчеркивает временной и вместе с тем временный характер самого отставания, которое преодолевается с возрастом. Эти дети не готовы к началу школьного обучения по своим знаниям и навыкам, личностной незрелости, поведению.

Наиболее характерные особенности детей с ЗПР:

  • снижение работоспособности;
  • неустойчивость внимания;
  • более низкий уровень развития восприятия;
  • недостаточная продуктивность произвольной памяти;
  • отставание в развитии всех форм мышления;
  • дефекты звукопроизношения;
  • своеобразное поведение;
  • бедный словарный запас;
  • низкий навык самоконтроля;
  • незрелость эмоционально-волевой сферы;
  • ограниченный запас общих сведений и представлений;

Среди причин ЗПР выделяют следующие:

  • слабовыраженные органические повреждения головного мозга, врожденные или возникшие во внутриутробном состоянии, при родовом или раннем периоде жизни ребенка;
  • генетически обусловленная недостаточность ЦНС ;
  • интоксикации, инфекции, травмы, обменно-трофические расстройства;
  • неблагоприятные социальные факторы (условия воспитания, дефицит внимания.)

Данная категория детей требует к себе особого внимания и особой системы работы как в условиях семьи, так и в условиях МСКОУ.

Одним из наиболее важных и актуальных направлений работы с детьми с ЗПР является возможная коррекция недостатков развития ребенка, начиная с дошкольного возраста. Практический опыт работы педагогов дошкольных коррекционных образовательных учреждений показывает, что традиционные методы работы с дошкольниками не всегда эффективны и целесообразны при работе с детьми с нарушениями психического развития.

Дети с ЗПР являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. Но в настоящее время учеными-исследователями доказано, что чем раньше будет выявлена проблема, чем раньше начата профессиональная систематичная коррекционная работа, тем успешнее и эффективнее будет учиться ребенок в дальнейшем, тем у дошкольника в будущем больше перспектив для дальнейшего личностного и профессионального образования, тем успешнее будет осуществлена его социальная адаптация.

Общие подходы в работе с детьми с ЗПР:

  • индивидуальный подход;
  • предотвращение наступления утомляемости;
  • активизация познавательной деятельности;
  • проведение подготовительных занятий;
  • обогащение знаниями об окружающем мире;
  • внимание на коррекцию всех видов деятельности;
  • проявление педагогического такта.

Коррекционная работа у дошкольников с ЗПР основывается на следующих теоретическихположениях и принципах.

    1. Целостность – учет взаимосвязи и взаимообусловленности различных сторон психической организации ребенка: интеллектуальной, эмоционально-волевой, мотивационной.
    2. Структурно – динамический подход – выявление и учет первичных и вторичных отклонений в развитии, факторов, оказывающих доминирующее воздействие на развитие ребенка, что позволяет определить механизмы компенсации, влияющие на процесс обучения.
    3. Онтогенетический подход – учет индивидуальных особенностей ребенка.
    4. Антропологический подход – учет возрастных особенностей ребенка.
    5. Активность – широкое использование в ходе занятий практической деятельности ребенка.
    6. Доступность – подбор методов, приемов, средств, соответствующих возможностям ребенка.
    7. Гуманность – любое решение должно приниматься только в интересах ребенка.
    8. Оптимизм – вера в возможность развития и обучения ребенка, установка на положительный результат обучения и воспитания.
    9. Единство диагностики и коррекции – наблюдение за динамикой развития имеет значение для определения путей, методов коррекционной работы на различных этапах обучения и воспитания.
    10. Принцип реализации деятельностного подхода к воспитанию и обучению – успехов в коррекционной работе можно достичь при условии опоры на ведущую деятельность возраста. Для дошкольников это предметно – операциональная деятельность и сюжетно-ролевая игра. Поэтому учить и воспитывать детей с ЗПР следует, играя с ним.
    11. Учет ведущей деятельности. Для ребенка дошкольного возраста такой деятельностью является игра. В процессе игры у него возникает множество вопросов, а значит, он испытывает потребность в речевом общении. Логопед включается в игру и незаметно для ребенка помогает ему преодолеть речевое нарушение. Для школьников ведущая деятельность учебная. На этой основе и строиться вся программа логопедической работы. Однако, игровые моменты тоже остаются. Играть любят все, даже взрослые. В работе со взрослыми тоже используем речевые игры. Ведь всем известно: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»
    12. Принцип развития. предполагающий анализ процесса возникновения дефекта (по Л.С. Выготскому)
    13. Взаимосвязи развития речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;

Программа составляется на один учебный год, и утверждается на психолого –медико – педагогическом консилиуме. Для проведения групповых занятий комплектуются группы, в которые объединяются дети, имеющие сходные проблемы. Определяются дети, нуждающиеся в индивидуальных занятиях. Составляется расписание индивидуальных и подгрупповых занятий.

Структура и содержание программы

  • представляет собой единую систему, состоящую из нескольких этапов работы:
  • диагностический
  • коррекционно - развивающий
  • аналитический.
  • Каждый этап имеет свои задачи, содержание, методы работы.

Диагностический этап проводится с целью определения наиболее проблемных качеств, коррекция которых ляжет в основу составления или корректировки индивидуальной программы. Данный этап включает следующиезадачи:

  • Знакомство с ребенком
  • Сбор информации о ребенке, его семье, родителях, изучение документов
  • Знакомство с медицинским обследованием,
  • Выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;
  • Изучение социума ребенка;
  • Обследование всех сторон речи детей;

Диагностический этап длится 2 недели и включает в себя следующие направления:

  1. Диагностика речевого развития
  2. Выявление актуальных проблем ребенка.
  3. Разработка путей поддержки и коррекции.
  4. Разработка индивидуальной программы логопедического сопровождения
  5. Заполнение речевых карт
  6. Комплектование подгрупп
  7. Составление расписания индивидуальной и подгрупповой работы
  8. Составление расписания фронтальных занятий

Конечной целью диагностического этапа является разработка программы логопедического сопровождения воспитанников МСКОУ «Лучик», в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи, желаемые результаты развития обучающегося. Составление индивидуальной коррекционо—развивающей программы развития поможет педагогу эффективно реализовать программное содержание.

Накоррекционно – развивающем этапе осуществляется реализация намеченной программы и поставленных задач. Каждый воспитанник получает помощь от специалиста, соответственно своему индивидуальному плану. Коррекционно – развивающий этап длится 7-8 месяцев .

Нааналитическом этапе оценивается результативность занятий, производится анализ эффективности используемых методов и средств, и подводятся итоги работы, определяются основные направления работы на следующий год. Итоги коррекционно- развивающей работы отражаются в годовом отчёте .Аналитический этап длится 2 недели и включает в себя изучение динамики речевого развития ребёнка по всем направлениям работы.

Основными формами работы являются:

  1. Подгрупповая деятельность (продолжительностью 20 минут)
  2. Индивидуальная деятельность (продолжительностью 15-20 мин.)

Кроме того для реализации поставленных задач используются и другие формы работы: беседа, игровые ситуации, речевые ситуации, игры с правилами.

Коррекция общего недоразвития речи у детей с ЗПР

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи с дошкольниками среднего возраста (4-5 лет) является частью коррекционно - развивающейся программы для детей с задержкой психического развития .

Речевые нарушения при ЗПР обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора. Для детей с ЗПР характерны различные нарушения речевой деятельности.Целью программы является коррекция всех компонентов речевой системы в средней логопедической группе дошкольников с ОНР. Помимо данной цели программа решает следующие задачи:

  1. Развитие у детей внимания, усидчивости
  2. Развитие слуховой и зрительной памяти.
  3. Развитие дыхания и голоса.
  4. Развитие артикуляционной и общей моторики
  5. Развитие фонематического слуха и слоговой структуры слова
  6. Развитие грамматического строя речи.
  7. Обогащение словарного запаса.

В современной логопедии выделяется 4 уровня речевого развития у детей с ОНР. Программа рассчитана на детей с ЗПР в возрасте 4-5 лет с первым и вторыми уровнями речевого развития.

Первый уровень речевого развития характеризуется почти полным отсутствием общеупотребительной речи. Речь представлена в виде звукокомплексов и звукоподражаний. Фонематическая система практически не сформирована.

Второй уровень речевого развития характеризуется наличием простой фразы, при этом отмечаются грубые ошибки в использовании грамматических конструкций, искажения звукослоговой структуры.

В связи с этим, коррекция системного недоразвития речи является основной в структуре логопедической работы с данной категорией детей.

Перспективное планирование логопедической работы представлено вприложении 1

Коррекция и развитие познавательной деятельности.

  1. Осуществлять взаимосвязь между ознакомлением с окружающим миром, развитием речи и практической деятельностью детей.
  2. Корригировать и развивать психические процессы.
  3. Развивать математическое мышление, формировать количественные, пространственные и временные представления у дошкольников с ЗПР; Приобщать к математическому материалу, развивать воображение, интеллект, эмоциональную сферу ребенка.
  4. Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.
  5. Способствовать своевременному и правильному соединению сенсорного опыта ребенка со словом.
  6. Развивать ориентировочную деятельность, укреплять взаимосвязи между основными компонентами мыслительной деятельности: действием, словом, образом.
  1. Уточнение, расширение, обогащение представлений дошкольников о себе, окружающем предметном и социальном мире.
  2. Осуществлять коррекцию недостатков развития психических процессов (восприятие, память, мышление) и способствовать их дальнейшему формированию
  3. Уточнение и обогащение словарного запаса в процессе ознакомления с окружающей действительностью.
  4. Формирование лексико- грамматических средств языка, развитие связной речи.
  5. Развитие индивидуальных качеств и возможностей каждого ребенка.
  6. Формирование восприятия, зрительно-моторной координации.
  7. Развитие внимания и памяти при выполнении графических и письменных заданий.
  8. Формировать разные типы хватания, умение оперировать каждой рукой, сформировать согласованность действий обеих рук, выделять каждый палец в отдельности.
  9. Обучение умениям сопоставлять, сравнивать, устанавливать соответствие между различными множествами и элементами множеств.
  10. Формировать готовность к усвоению общественного через совместные действия взрослого и ребенка, действия по образцу и речевой инструкции.

Перспективное планирование дефектолога представлено вприложении 2

  1. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева Коррекционно-развивающее обучение и всопитание. – М.:Прсвещение,2003.
  2. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ОНР. Программно-методические рекомендации. М. 2009
  3. Ткаченко Т.А. Программа «Развитие связной речи у дошкольников 4-7 лет».М. 2008
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи С-Пб. 2003
  5. Маркова Л.С.Методическое пособие «Построение коррекционной среды для дошкольников с ЗПР. М. 2005
  6. Маркова Л.С. Организация коррекционно - развивающего обучения дошкольников с ЗПР. Практическое пособие. М, 2005
  7. Система работы со старшими дошкольниками с ЗПР в условиях дошкольного образовательного учреждения. Программно- методическое пособие / Под ред. Неретиной Т.Г..М. 2006
  8. Жуковская Р.И. Пеньевская Л.А. Хрестоматия для детей младшего дошкольного возраста. – М. П.,1983. 9. Русские народные сказки – М. Дрофа – Плюс, 2003.
  9. Жемчужины народной мудрости: Пословицы, загадки, поговорки, скороговорки, дразнилки, колядки, потешки, считалки – М.:ООО»Издательство АСТ», 2000г.
  10. Князева О.А. Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие – Спб.:Детство – Пресс, 2006г.