Формирование социально – коммуникативных навыков

Приложения

Введение

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социокультурным потенциалом. Поэтому уже с дошкольного возраста у детей необходимо развивать коммуникативно-речевые умения, самостоятельность мышления, активизировать познавательную и творческую деятельность, учить быть соучастниками событий, разрешать споры и управлять своим эмоциональным состоянием. Все это способствует укреплению ощущения «Я могу! Я умею! Я знаю!», повышению самооценки, адаптивных возможностей организма, стрессоустойчивости и позволяет занимать лидирующие позиции, как в дошкольном учреждении, так и в любом коллективе в будущем.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями. Контактируя со сверстниками, дошкольники учатся проявлять доброжелательное внимание, сочувствие, сопереживание, согласовывать свои действия для достижения общего результата, учитывать особенности партнера. Сотрудничество строится на основе интереса детей друг к другу и к совместной деятельности, выражается в способности осознанно вступать во взаимодействие. Дети этого возраста отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому важно, насколько благоприятно складываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит неадекватному социальному поведению. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

Теоретическая часть

Специфика коммуникативного развития ребенка.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать самоценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Еще в 30-е годы ХХ века Л.С.Выготский утверждал, что ребенок является социальным существом с самого момента рождения. В новейших исследованиях Института раннего вмешательства (М.-Петербург) можно найти экспериментально подтвержденные свидетельства того, что «… ребенок эволюционно запрограммирован на общение со взрослым человеком».

Исследования показали, что стремление ребенка к общению с другими людьми является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Ученые пришли к поразительному выводу: ребенок уже при рождении знает, что он – человек и что все люди – его друзья.

Эти сведения вселяют оптимизм: если коммуникативная способность оказывается врожденной, то в случаях, когда ребенку трудно самому развернуть коммуникативную программу, речь может идти не о формировании новой способности, а о ее развитии, которая, по сути, является «родовым» человеческим свойством.

Коммуникация – это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял её смысл.

В дошкольном возрасте происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в его коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых дошкольник «открывает» для себя мир сверстников. Он обнаруживает, что другие дети «такие же, как он». Происходит, как говорят психологи, идентификация себя со сверстниками («он такой же, как я»), что коренным образом меняет отношение и к сверстнику, и к себе. Если в раннем возрасте ребенок существовал «рядом» параллельно со сверстником, то в дошкольном возрасте они попадают в общее коммуникативное пространство.

Коммуникативные потребности человека могут удовлетворяться различными способами. Среди них важнейшими являются жестовые, мимические, речевые, интонационные. К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово.

Однако современный мир влияет на коммуникативное развитие детей не лучшим образом. В детство довольно агрессивно вторглись компьютер и телевизор, увлечение которыми нередко не оставляет места для необходимого взаимодействия со сверстниками. Возникающий коммуникативный дефицит приводит к нежелательным последствиям в виде доминирования собственных интересов в общении.

Большое влияние на становление коммуникативной сферы оказывает развитие эмоционального мира дошкольников.

Седьмой год жизни ребёнка - кризисный. Одним из проявлений этого кризиса являются проблемы, возникающие при общении детей. По мнению учёных, формирование у детей таких негативных качеств, как эгоизм завышенная самооценка, связано с тем, что педагоги ДОУ и родители занимаются в первую очередь интеллектуальным развитием детей, а нравственное воспитание и развитие навыков общения отодвинуты на второй план.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С.Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте, поэтому важно, насколько благоприятно складываются отношения между детьми в коллективе. От этого зависит психическое здоровье ребенка.

Современные научные данные убедительно показывают, что результат положительного социально-эмоционального детского опыта обеспечивает основу для позитивной самореализации растущей личности. Преимущественно негативный социально-эмоциональный опыт, напротив, развивает недоверие к миру, провоцирует агрессивные тенденции, что приводит неадекватному социальному поведению. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В случае когда мы вступаем в общение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построение взаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает его образы… По тому, например, как ребенок ведет себя в контакте с другими людьми, часто можно судить о стиле общения, притом в его семье. И наоборот, когда ребенок, придя из детского сада домой, начинает топать ногами, крутить головой и что-то требовать, мама с ужасом спрашивает: «Где ты этому научился?!». То есть в общении происходит трансляция (передача) средств и норм взаимодействия от одного субъекта общения к другому.

Взрослый, который в глазах ребенка обладает высокой компетентностью в общении, наиболее вероятный образец для него, при этом просто образец для подражания. Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их как естественные и строит на их основе свой собственный стиль общения. Воспитатель, который знает, как построить процесс общения, умеет создать хорошую атмосферу и заинтересовать ребенка, всегда авторитет для него. И именно воспитатель корректирует использование детьми средств, неприемлемых с точки зрения хорошего взаимодействия (агрессию, истерики, нетерпимость и т.п.).

Однако воспитатель в общении с ребенком – это не просто человек, который умеет общаться, организовывать игры, занятия, читать веселые книжки, но и друг, готовый помочь, поддержать, похвалить.

Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Неумение слушать и слышать сверстника не позволяет им быстро выполнять совместные задания, организовывать совместные игры, поэтому воспитатели и родители заинтересованы в совместных партнерских детских играх, в которых и происходит социальное взросление.

1.2 Особенности развития социально коммуникативных навыков у детей с ЗПР

Задача развития и формирования социально-коммуникативных навыков актуальна не только для воспитания детей, имеющих нормальное психическое развитие. Но в большей мере – для детей с особыми образовательными потребностями.

В исследованиях, где затрагивается вопрос специфики развития общения у детей с ЗПР со взрослыми и сверстниками (Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, Т.О. Журавлева, О.В. Защиринская, Р.Д. Тригер), отмечается отставание в развитии коммуникативной деятельности от возрастной нормы. Авторы отмечают, что у детей снижена потребность в общении, наблюдаются трудности в развитии речевых средств общения. Общение с взрослыми носит в основном практический, деловой характер, а личностное общение встречается значительно реже.

В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях развития социально коммуникативных, волевых качеств личности детей с ЗПР:

- слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность;

- для игровой деятельности многих детей с ЗПР характерно неумение (без помощи взрослого) развернуть совместную игру в соответствии с замыслом;

- отмечается проявление синдрома гиперреактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии; - -- измененная динамика формирования самосознания проявляется у детей с ЗПР в своеобразном построении взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. Отношения отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении.

Своеобразие детей с ЗПР заключается в замедленном темпе развития всех психических функций, в том числе и в функции общения. Компенсация таких нарушений целесообразна через ведущий вид деятельности - игру.

1.3 Значение игры в развитии социально - коммуникативных навыков у детей

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира позволит игра – ведущий вид деятельности дошкольников. В отечественной педагогике и психологии понятие «ведущий вид деятельности» рассматривается как самостоятельная активность ребенка, которая позволяет ему максимально развиваться, формировать важнейшие потребности и психические новообразования, а также подготавливаться к переходу на следующую ступень развития.

Но если говорить о современных детях, прежде всего нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Все стремятся научить детей читать, писать, считать, забыв о том, что ведущая деятельность ребенка – игровая.

У игры в этом возрасте очень много функций. Поэтому нехватка времени на игру или преждевременное взросление, которого требует общество, приводит к таким последствиям в жизни детей, как: трудности в общении, проблемы в обучении, сложности в адаптации к взрослой жизни, азартные и опасные игры и многое другое.

Игра – это ведущая деятельность дошкольника, оказывающая существенное влияние на развитие всех сторон его психики, в том числе и общения, которое становится частью и условием игры. Подобно всякой другой деятельности, общение направлено на удовлетворение особой потребности. Потребность в общении нельзя свести к другим нуждам человека (например, в пище, во впечатлениях, в безопасности, в активности и т.п.). Психологическая суть потребности в общении состоит в стремлении к познанию самого себя и других людей. При дефиците общения, его полноты и качества, последствия бывают всегда печальными: дети существенно отстают в психическом развитии.

Актуальность. проблема межличностных отношений дошкольников является очень актуальной на сегодняшний день. Наблюдения за повседневной, игровой деятельностью детейсЗПР, за их общением показывают, что в группе присутствует достаточно высокая напряженность и конфликтность. Есть дети с низким уровнем развития коммуникативных навыков и социальных умений, нарушающие социальные нормы и права других детей; дети с формирующимися поведенческими и эмоциональными расстройствами детского возраста и т.п. Ребята, не имеющие навыков конструктивного общения с ровесниками, часто становятся причиной ссор, конфликтов в детском коллективе.

Трудности в общении старших дошкольников с ЗПР с окружающими людьми связаны:

с несформированностью возрастных форм общения этих детей;

с неразвитостью структурных компонентов общения;

с замедлением темпов и качественным своеобразием эмоционально-личностного развития.

Диагностика социально-личностного развития и коммуникативных особенностей детей.

Все, выше сказанное, позволяет говорить о необходимости создания условий для развития социально-коммуникативных навыков, выстраивания специально организованной работы по формированию коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения.

Работу по развитию социально коммуникативных навыков у детей начали с диагностики:

Для выявления знаний, умений и навыков по социально-личностному развитию у детей использовали метод наблюдения, беседы с детьми, беседы по картинкам, игры. Результаты занесли в таблицу (Приложение1)

Для изучения коммуникативных особенностей детей, понимания норм и правил поведения, отношения к ним, понимания отдельных эмоциональных состояний и спланировать дальнейшую работу по социально-коммуникативному воспитанию провели диагностику по методике - «Сюжетные картинки». (Приложение 2)

Для этого поставила следующие задачи:

Изучить типичные особенности поведения и взаимоотношений дошкольников с взрослыми и сверстниками, отношения к самому себе; выявить поведенческие проблемы каждого ребенка.

Выявить понимание детьми отдельных нравственных норм и правил поведения, умения разрешать проблемные ситуации с позиции этих правил.

Изучить особенности понимания старшими дошкольниками проявления некоторых чувств и переживаний других людей, умения ориентироваться на эти чувства в повседневном общении и деятельности.

2.2 Цель, задачи

Проанализировав результаты диагностики, я поставила для себя цель:

Цель: - создание условий для развития социально – коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.

Для достижения цели требуется решить ряд задач :

развивать положительное отношение ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру и социальной действительности;

создать условия для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;

приобщать детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний.

развивать у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;

учить распознаванию эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;

формировать у детей социальные навыки: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.

развивать речь как средство развития коммуникативных и социальных навыков.

Задачи решаются интегрировано в ходе освоения образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», что обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

2.3 Принципы

Работу строили на следующих принципах:

- непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующих новообразований;

- интеграции программных областей знаний . которая позволяет ребенку осваивать не только конкретное содержание их отдельных направлений, но и целостную картину мира, накапливать социальный опыт;

- развивающем характере обучения . основанном на детской активности в решении проблемных ситуаций и дилемм;

- рациональном сочетании разных видов детской деятельности (адекватном возрасту балансе интеллектуального, двигательного и социально-эмоционального содержания образования);

- обеспечении психологического комфорта и повышенного внимания к здоровью детей;

- уважении личности ребенка . ориентации на его интересы, социально-эмоциональную и мотивационную сферы;

- предоставлении детям самостоятельности . права выбора, самоопределения в соответствии с их индивидуальными способностями и интересами;

- сотрудничестве между детьми, педагогами и родителями.

2.4 Методический инструментарий: