Программа коррекции и развития эмоционально-волевой сферы для детей среднего и старшего дошкольного возраста

В последнее время наблюдаются сложности в общении между детьми дошкольного возраста. Дети часто не могут правильно оценить эмоциональное состояние своих сверстников и взрослых людей, а также испытывают трудности в выражении своего эмоционального состояния. Следствием всего этого могут быть конфликты между детьми, недопонимание между взрослым и ребёнком. Поэтому необходимо научить детей-дошкольников различать свои эмоциональные состояния и эмоции других людей, а также управлять своими эмоциями. Не стоит забывать и о том, что именно в дошкольном возрасте эмоциональная сфера легко поддаётся коррекции.

Предлагаемая программа рекомендована детям среднего и старшего дошкольного возраста.

Цель программы. коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-6 лет), испытывающих сложности в общении.

Задачи программы :

    Определить актуальный уровень развития эмоционально-волевой сферы ребёнка. Научить детей распознавать и принимать свои эмоции. Научить детей устанавливать связи между событием и эмоцией. Формировать потребности родителей детей в психологических знаниях через просвещение и систему индивидуальных консультаций.

Методические рекомендации по организации занятий с детьми

Программа включает в себя три этапа: первичная диагностика, коррекционно-развивающая работа, итоговая диагностика (контрольный этап).

Цель первого этапа программы (первичной диагностики): определение актуального уровня развития эмоционально-волевой сферы каждого участника группы.

Для реализации данного этапа программы были использованы следующие методики:

Тест измерения уровня тревожности (Р. Тэмпл, М. Дорки, В. Амеи).

Тест «Страхи в домиках» (А.И. Захарова, М.А. Панфиловой).

Цель второго этапа программы (коррекционно-развивающая работа): коррекция эмоционально-волевых нарушений, с использованием наиболее сильных сторон личности ребёнка.

Цель третьего этапа программы (итоговая диагностика): отслеживание эффективности программы.

Программа предполагает занятия с педагогом-психологом 2 раза в неделю.

Формы работы. индивидуальная, групповая.

Продолжительность каждого занятия – 25 минут.

Групповые занятия рекомендуется проводить с 5-6 участниками.

Структура групповых занятий.

Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной, завершающей.

Цель вводной части: вызвать чувство доверия, снизить физическое и эмоциональное напряжение участников группы. В этой части используются упражнения – приветствия, игры-разминки.

В основной части используются:

    игры и упражнения на выражение эмоций с помощью мимики, позы, пантомимики; упражнения на выявление отношения детей к разным эмоциям; игры, направленные на развитие коммуникативных навыков; сюжетно-ролевые игры; рисование, лепка, аппликация; упражнения на установление связи между событием и эмоцией;

Итоговая часть занятия включает в себя упражнения на снижение мышечного напряжения, укрепления сплочённости группы. В этой части используются игры на напряжение и расслабление.

Методы и техники, используемые в программе

Арт-терапия. Используется для развития личности ребёнка через развитие способности к самовыражению и самопознанию.

Игротерапия. Используется для снятия физического и эмоционального напряжения, развития уверенности в себе, снижение уровня тревожности, страхов, способствует сплочению группы.

Телесно ориентированная терапия. Используется для снятия мышечных зажимов, эмоционального и физического напряжения.

Релаксация. Освобождение от эмоционального и физического напряжение, сосредоточение на своих ощущениях.

Критерии эффективности программы:

    Снижение уровня тревожности; Развитие уверенности в себе; Снижение уровня конфликтности во взаимодействиях со сверстниками.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле .

На странице приведен только фрагмент материала.

Автор: Пасенко Дарья Владимировна → Даша3111