Скачать:

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте определяется на основе главных целей, стоящих в сфере дошкольного образования. А именно, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Перечень ключевых образовательных компетенций в дошкольном возрасте будет определяться и основными видами деятельности ребенка, позволяющими ему овладеть социальным опытом и получить жизненно важные навыки в практической деятельности. А мы знаем, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.

Таким образом, мы можем назвать ключевые компетенции, которые необходимо и возможно сформировать у ребенка в дошкольном возрасте:

- Социальная;

- Коммуникативная;

- Информационная;

- Здоровье сберегающая;

- Когнитивная;

- Эмоциональная.

Социальная  компетенция включает способы взаимодействия дошкольника с окружающими людьми, навыки работы в группе, способность брать на себя ответственность, регулировать конфликты.

Работа в данном направлении осуществляется  посредством игр (дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных)- воспитывается умение действовать в команде, справедливо оценивать результаты игры, развитие сенсорных способностей и т.д. В процессе организованной образовательной деятельности  углубляются представления о ребенке, его правах и социальной роли, о семейных отношениях, о профессиях, о родном крае, российской армии…

Коммуникативная  компетенция - это совокупность знаний, умений и навыков в области вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения действительности.

Одна из главных задач нашего детского сада – совершенствовать речь как средство общения.

На протяжения всего пребывания в дошкольном учреждении совершенствуются различные формы речи, ребенок учится отстаивать свою точку зрения, осваивает формы речевого этикета, развивается умение составлять рассказы, прививается любовь к художественной и познавательной литературе.

Информационная  компетенция направлена на формирование умений самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее при помощи реальных объектов.

Данная компетенция обеспечивает формирование способов получения ребенком информации из разных источников и ее хранения, навыки деятельности ребенка по отношению к информации, содержащейся в окружающем мире и образовательных областях.

Компетентность здоровьесбережения  – это знание и соблюдение норм здорового образа жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников, физическая культура, ответственность за свое здоровье.

Когнитивная компетенция формируется в самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, аналитической деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят навыки самостоятельной работы с информацией, умение самостоятельной постановки цели, организации планирования, анализа, самооценки познавательной деятельности.

Ребенок по отношению к изучаемым объектам овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

Формирование когнитивной ключевой компетенции происходит в исследовательской деятельности дошкольников. В подготовительной группе оформлен уголок экспериментирования. Под руководством воспитателей дети проводят различные опыты, например, с водой и снегом, глиной и песком, знакомство с камнями, почвой и т.д.

Эмоциональная компетенция – это осознание своих чувств, эмоций и управление ими, - это осознание чувств и эмоций других людей, - это организация взаимодействия себя с другими людьми и управление этим взаимодействием.

Прекрасной иллюстрацией формирования эмоциональной компетенции у дошкольников являются праздники и развлечения в детском саду.

Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.

Старший возраст очень важен в жизни ребенка. Это яркий период открытий, увлечений, любознательности. Потенциал дошколят растет и приобретает новые формы, желание познавать совпадает с интеллектуальными возможностями, что означает благоприятное время для развития и подготовки детей к школе.

Но в тоже время, очень важно в период старшего дошкольного детства не дать ребенку устать от обучения. Нельзя забывать о его потребности в движении, смене различных видах деятельности, при проведении занятий используется интеграция всех видов деятельности – игровой и коммуникативной, познавательно-исследовательской и продуктивной, музыкально-художественной и чтение, а так же трудовая деятельность.

Формирование ключевых компетенций у воспитанников дошкольных учреждений способствует развитию творческих способностей ребенка, позволяет ему решать реальные проблемы, с которыми дошкольник сталкивается в разных ситуациях.