«Организация опытно-экспериментальной работы по социально–нравственному развитию дошкольников посредством использования инновационных технологий в экологическом воспитании». (ПРОЕКТ «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»)

Автор: Панюкова Светлана Викторовна, заведующий МБДОУ "Детский сад №10" Алтайский край г.Бийск

«Организация опытно - экспериментальной

работы по социально – нравственному развитию

дошкольников посредством использования

инновационных технологий в  экологическом

воспитании». (ПРОЕКТ «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»)

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

-  воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание дошкольников следует рассматривать, прежде всего, как воспитание нравственности, духовности и интеллекта, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т.е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т.д.   Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т.д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т.д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.  Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок…) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе. Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво).

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Коллектив МБДОУ «Детский сад № 10» разработал долгосрочный проект по работе в этом направлении «Наш дом – Земля».

Организация опытно - экспериментальной работы по социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования   инновационных технологий в  экологическом воспитании.ПРОЕКТ «НАШ ДОМ – ЗЕМЛЯ»

Одним из путей решения заявленной работы является внедрение в воспитательно – образовательный процесс новых технологий, нововведений. Уважение к ребенку, принятие его интересов, создание условий для развития -  это и есть основные направляющие.

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно – ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию, когда человек сам для себя и других  разрабатывает новые условия, т.е.  изменяя обстоятельства, изменяет  самого себя.

Таким образом,  проектирование является одним из средств  социального  и  интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).

Внедряя проектный метод в работу ДОУ, мы всегда помним:

- данная работа предполагает не прямое применение готовых к использованию программ, методических пособий, рекомендаций, а совместную деятельность участников проекта, направленную на достижение поставленных целей и задач;

- исходным пунктом обучения служат детские интересы сегодняшнего дня;

- проекты как бы копируют различные стороны бытия;

- дети сами себе намечают программу деятельности и интенсивно ее выполняют;

- проект есть слияние теории и практики: постановка умственных задач и их выполнение.

Учитывая все вышесказанное, и не забывая о том, что проектная деятельность развивается поэтапно, в ДОУ активно внедряется данный метод и есть возможность отследить его на всех этапах – от этапа зарождения идеи до этапа внедрения новшества в массовую практику.

Одним из таких проектов является экологический проект «Наш дом – Земля», созданный на базе МБДОУ  «Детский сад № 10».

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТА:

- по доминирующему методу проект является исследовательским;

- по характеру содержания: включает ребенка, родителей, общество и природу;

- по характеру участия ребенка в проекте: ребенок – участник от зарождения идеи до получения результата;

- по характеру контактов – открытый;

- по продолжительности – долгосрочный.

Настоящий проект – попытка интегрировать методы и формы в организации системы работы по социально – нравственному развитию дошкольников посредством использования   инновационных технологий в  экологическом воспитании по всем основным направлениям развития детей: познавательно- речевое, физическое, социально –личностное, художественно –эстетическое.

ЦЕЛЬ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Обеспечение максимально – благоприятных условий для социально – нравственного  развития дошкольников посредством использования   инновационных технологий в  экологическом воспитании.

ЗАДАЧИ ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ:

- формирование понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанного на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

- способствовать проявлению  активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе);

- формирование представлений о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- изучение взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т.е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно;

- исследование возможности повышения уровня экологической культуры педагогов, родителей, детей.

- формирование мотивационной готовности к апробации новых форм,  видов и содержания деятельности;

Чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный, а также подражательный характер, поэтому необходимо, учитывая возрастные особенности дошкольников,  развивать их эмоциональную сферу.

Если в ДОУ будут обеспечены  максимально – благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом  возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание,  которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский), почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально –  нравственном развитии детей.

Проект «Наш дом – Земля» характеризуется особой полнотой и разнообразием экологически направленной деятельности, вовлеченностью всех участников педагогического процесса (Детей, родителей, педагогов), нетрадиционностью форм взаимодействия детей и взрослых.

Содержание проекта условно объединяется вокруг  трех основных направлений: биоэкологии, социальной и прикладной экологии, что обеспечивает сочетание социально – нравственного, интеллектуального, эмоционального и действенного компонентов развития дошкольников. Количество мероприятий и их продолжительность не регламентированы. Педагогам предоставляется право самостоятельно определять необходимость их проведения, содержание. способ организации, место в режиме дня.

Принципиальная новизна проекта в плане организации воспитательно -  образовательного процесса ДОУ заключается в реализации на практике преемственно – перспективных связей всех уровнях: сотрудничество с ДЭБЦ, планетарием, общеобразовательными школами, ЖЭУ.

Работа по проекту строится на единых подходах и принципах:

  • непрерывности и преемственности содержания, в котором программ­ный материал располагается в по­следовательности с учетом возра­стающей детской компетентности;
  • интеграции программных облас­тей знаний, которая позволяет ре­бенку охватить не только конк­ретное содержание отдельных на­правлений,    но    и   целостнуюкартину мира;
  • развивающего характера обуче­ния, основанного на детской ак­тивности  в экспериментирова­нии, решении проблемных ситуа­ций,     усвоении     обобщенных способов действия;
  • формирования   универсальных для последующих уровней обра­зования способностей (рефлек­сии, коммуникативности, само­оценки и т.д.);
  • предоставления самостоятельно­сти и самоопределения в соот­ветствии с индивидуальными спо­собностями и интересами;
  • рационального сочетания разных видов    детской    деятельности (адекватное возрасту сочетание интеллектуальных, двигательных и эмоциональных нагрузок);
  • обеспечения психологического комфорта, повышенного внимания к здоровью детей;
  • отношения к ребенку как к лич­ности, ориентации на его интере­сы, эмоциональную и мотивационную сферу;
  • сотрудничества между детьми, пе­дагогами и родителями.

Для успешной реализации проекта в ДОУ  была  создана определенная  исследовательская среда и проведен ряд мероприятий:

  • открытие экологической библиотеки;
  • создание в здании детского сада необходимого пространства для активного привлечения детей в целях реализации задач экологического образования и воспитания (уголки природы, мини-лаборатории);
  • на территории детского сада выделен уголок «нетронутой» природы;
  • заложен ягодник «Сластёна»;
  • систематизирование на участке «Зелёная аптека» - «Лекарственные травы Алтая»;
  • оформление опытно - экспериментальной площадки «Колосок»;
  • разработка огорода «Кормилец»;
  • организация «Парка Радости», «Птичьей столовой»;
  • создание экологического центра на базе ДОУ «Школа помощников природы»
  • составление экологического паспорта ( приложение)

Работа по проекту ведется в трех направлениях: с детьми, педагогами и родителями .

Социально – нравственное развитие дошкольников через экологическое воспитание  реализуется через организацию специальной непосредственно образовательной  деятельности развивающего типа, предполагает активное включение дошкольников в следующие виды деятельности:

- экологические праздники;

-уроки доброты в форме экологических сказок;

- создание детьми экологического музея;

- экологические экспедиции;

-экологические диспуты;

- конкурс городов из песка, пластилина, глины;

- час экологического чтения;

- организация выставки рекордов природы;

- создание экологического театра.

- экспериментирование на участках «Колосок», «Зеленая аптека», огороде.

Руководство процессом исследовательской деятельности со стороны воспитателей реализуется посредством использования различных методов и приемов, и учитывая принцип «от простого к сложному». Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями окружающего мира. Уже в младшем возрасте педагог предлагает детям не только рассмотреть объект, но и потрогать его руками, языком, понюхать. Использует отдельные поисковые действия. Например, в ходе наблюдения за кошкой, для того, чтобы показать детям, какой корм ей необходим, предлагает положить перед животным рыбку, яблоко, конфету.

Очень важно, чтобы дети при проведении опыта были активными участниками. Воспитатели предлагает детям самим положить корм для кошки, найти место, куда поставить тарелку. После наблюдения задает детям вопросы: «Что ест кошка?» При обсуждении результатов опыта педагог подводит детей к самостоятельным выводам, суждениям. Это вызывает у детей интерес к исследованию природного мира, в то же время у ребенка развиваются мыслительные операции (анализ, классификация, обобщения).

Большую роль воспитатели отводят играм - экспериментам. Например, используя теплую погоду во время прогулок, воспитатель анализирует игры с песком. Во время игры приговаривает: «песок мелкий - сыплется, влажный из него можно делать пирожки». Так, в процессе игры, малыши знакомятся со свойствами песка.

В старшем дошкольном возрасте педагоги знакомят детей с физическими явлениями: замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе, в воде. В соответствии с программой разрабатывает систему познавательных задач, которые постепенно ставят перед детьми в определенной последовательности: сначала - простые, затем - сложные.

Например:

«Неживая природа»: Почему качаются ветки деревьев? Почему на земле лужи? Почему замерзла вода на улице? Почему весной почва оттаивает к полудню, а к вечеру замерзает?

«Живая природа»: Могут ли растения расти без света? Почему осенью растения увядают? Зачем черепахе панцирь?

После принятия детьми познавательной задачи осуществляется исследовательская деятельность. Дети совместно с воспитателем наблюдают, экспериментируют, делают выводы. Воспитатель выслушивает мнение каждого ребенка, а затем принимают общее решение.

Осуществляя руководство исследовательской деятельностью воспитатель создает специальные условия для решения познавательной задачи, что создает атмосферу творческого отношения к миру природы.

В систему работы педагоги  включает опыты, наблюдения, в результате которых ребенок знакомится с законами природы.

Реализация проекта  предполагает также организацию активных форм работы с педагогическим коллективом:

- использование проектного метода;

- исследовательская работа;

- педагогические советы;

- презентации;

- обобщение опыта;

- круглый стол;

- консультации;

- семинары.

Основная цель этой работы - тренировка мыслительных операций (сравнения, выделения главного, критическая оценка полученной информации, обобщение, доказательство, способность делать выводы, нестандартно мыслить). Данная цель стимулирует педагогов к выбору наиболее эффективных приёмов формирования у детей основ экологических знаний и социально – нравственного развития.

С родителями ведётся работа по трём направления:

  • Приобщение дошкольников к ресурсосберегающей деятельности в ближнем окружении.
  • Формирование здорового образа жизни детей и родителей в процессе проведения эколого-оздоровительной работы;
  • Экологическое воспитание путём приобщения к русскому народному творчеству (изготовление костюмов, участие в праздниках, создание видеофильмов, фотоснимков, пополнение старинными предметами музея «Русской избы» и т.д.).

Реализация цели достигается в атмосфере доброжелательности, заинтересованности идей каждого родителя, поддержки (эмоциональной, интеллектуальной, консультативной и т.д.) творческих усилий семьи.

-   индивидуальные и подгрупповые беседы, консультации, рекомендации по формированию здорового образа жизни в семье.