Использование нетрадиционных игровых пособий по развитию сенсомоторных навыков у младших дошкольников.

Опубликовано 2 года назад

Данный материал поможет воспитателям детских садов разнообразить свою работу по развитию сенсомоторных качеств у младших дошкольников.

Работая с младшими дошкольниками, обратила внимание на недостаточность развития сенсомоторных навыков. Главное значение в формировании у детей представлений о сенсорных эталонах играет предметно-развивающая среда, которая окружает ребенка в дошкольном учреждении и дома. Постепенно с помощью родителей, которые помогли купить и сделали своими руками развивающие игрушки и модули, в нашей группе был создан сенсомоторный уголок. Много игр в этом уголке появилось после проведения в нашем детском саду конкурса «Мир игрушки». Некоторые пособия и игры изготовила я сама, опираясь на размещенные материалы в журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание. Много идей почерпнула из книги И. Воскресенской «Развивающие игрушки своими руками».

Для закрепления у детей знаний об основных цветах изготовила две книжки-игрушки: «Книжка с разноцветными окошками», «Книжка с разноцветными домиками». Малыши с удовольствием закрывают и открывают окошки и домики, называя при этом цвета и развивая мелкую моторику пальцев рук, тактильные ощущения. Страницы в книгах можно постоянно придумывать новые, усложнять задания. С помощью этих пособий дети закрепляют названия оттенков основных цветов, геометрических фигур, в дальнейшем смогут изучать порядковый счет, написание букв, цифр. Эти книжки-игрушки очень помогли мне в период адаптации детей в детском саду. Манипуляцией с открывающимися окошками и дверками можно заинтересовать ребенка. Всегда существует сюрпризный момент: кто же там спрятался внутри.

Пустая коробка из-под чая послужила основой для развивающей игры «Разложи предметы по разноцветным кармашкам». Я закрепила клеем картонные кармашки. Затем к каждому кармашку приклеила цветные треугольники. Из картона вырезала предметные картинки, геометрические фигуры. Сортируя их по разноцветным кармашкам, дети закрепляют названия основных цветов спектра и их оттенков, развивают предметные действия, приобретают навыки ориентации в пространстве.

С помощью пластиковых крышек разного цвета и диаметра можно изготовить много развивающих игр. Я сделала три пособия: «Закрути крышки», «Разложи крышки по образцу», «Тактильный мешочек». Они помогают детям не только закреплять названия цветов, но и знакомиться с понятием величины предметов, развивать тактильные ощущения. Для пособия «Тактильный мешочек» я подобрала различные виды бумаги (картон, бархатная, наждачная) и ткани (мех, фетр, драп, шелк). Вырезала из них круги, соответствующие диаметру крышек и приклеила их на дно крышек. Образцов должно быть по два. Один образец ребенок достает из мешочка, тщательно обследует, второй ищет на ощупь в «Тактильном мешочке».

Дидактическое пособие «Веселый огород» развивает у дошкольников умение определять пространственное расположение предметов, активизирует словарный запас с помощью пространственных понятий «справа, «внизу», «слева», «под», «между». Например, можно дать ребенку задание посадить на грядку морковку, справа от нее капусту, а между ними редиску. Dsc0648_88888

Для ознакомления детей с плоскостными геометрическими фигурами родители изготовили развивающую игру «Геометрик». Натягивая цветные резиночки на пластиковые столбики, дети сами создают разнообразные фигуры, развивая при этом мелкую моторику пальцев рук.

Малыши очень любят карандаши-«султанчики». Катая их между ладошек, придумываем забавные стишки и считалки:

Раз, два, три,

Взяли мы карандаши,

Раз, два, три, четыре пять,

Мы их начали катать.

Раз, два, три, четыре,

Устали, положили.

Данное пособие повышает прилив крови к рукам, в результате чего работа головного мозга улучшается, происходит расслабление мыщц и их укрепление, лучше стимулируются тактильные ощущения, развивается мелкая моторика рук.

Для развития осязания у детей также использую «Тактильные мешочки», которые можно сшить из цветной ткани и наполнить различными крупами, камешками, ракушками.

Родители воспитанников помогли мне изготовить развивающие панно «Модница» и «Домик в деревне», с которыми очень любят играть малыши.

Панно сшиты из фетра, имеют различные съемные детали, которые крепятся к основе с помощью крючков, «липучек», пуговиц. Развивающие панно способствуют эмоциональному развитию малышей, формируют представление о форме, величине предметов, улучшает моторику пальцев рук.

На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются, внимание, память, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Изготовление пособий и развивающих игр своими руками не требует много времени, больших материальных затрат, но они нравятся детям. Нетрадиционные игрушки помогают воспитателям разнообразить самостоятельную деятельность ребенка в детском саду, привлечь родителей к участию в воспитательно- образовательном процессе детского дошкольного учреждения.

Название: Развивающие игры в детском саду Использование нетрадиционных игровых пособий по развитию сенсомоторных навыков у младших дошкольников.

Автор: Лизунова Валентина Анатольевна, воспитатель МАДОУ д/с общеразвивающего вида «Василек»,

поселок Строитель, Тамбовский район, Тамбовская область.