Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников в продуктивных видах деятельности.

В свете новых подходов к  обновлению содержания дошкольного образования, таких как  вариативность, гуманизация, усиление личностной ориентации, главным действующим лицом образовательного процесса становится        ребёнок. Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие детей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями [5, с. 57].

Одним из факторов, обеспечивающих развитие творческих способностей ребёнка-дошкольника, является художественно-творческая деятельность, в том числе – продуктивная. Продуктивная деятельность, по определению Г.С. Швайко – это «созидательная работа, направленная на получение предметно - оформленного результата в соответствии с поставленной целью». В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры у ребёнка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, художественные и интеллектуальные способности,

коммуникативные навыки, эмпатия, эстетический вкус [8, с. 142].

Но не каждую детскую продукцию можно называть творчеством. В методической литературе определены критерии, которые показывают наличие творческого начала в художественной деятельности детей                                      (по Н.А. Ветлугиной):

а) отношения, интересы, способности детей, проявляющиеся в художественном творчестве – увлеченность, способность «войти» в воображаемые обстоятельства, в условные ситуации, искренность переживаний;

б) способы творческих действий – быстрота реакций, находчивость при решении новых задач, комбинирование знакомых элементов  в новые сочетания, оригинальность способов действий, дополнения, изменения, вариации;

в) качество детской продукции – отбор детьми характерных черт изображаемых предметов и персонажей, поиск художественных средств, удачно выражающих личное отношение детей и передающих замысел                   [7, с. 37].

В процессе продуктивной деятельности формируются такие важные качества личности, как активность, самостоятельность, инициатива, которые являются основными компонентами творческой деятельности. Ребенок приучается быть активным в наблюдении, выполнении работы, проявлять самостоятельность и инициативу в продумывании содержания, подборе материалов, использовании разнообразных средств художественной выразительности. Не менее важно воспитание целеустремленности в работе, умения        довести        ее        до        конца [2, c. 56].

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобра-зительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении   [6, c. 15].

Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения. Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка [2, c. 49].

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета. В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии, равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах, понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания, разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма [2, c. 52].

В рисунке, лепке, аппликации дети передают свои впечатления об окружающем мире и выражают свои отношения к нему. Изобразительная деятельность только тогда сможет приобрести творческий характер, когда у детей развиваются эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. Изображение детьми предметов и явлений действительности – это вместе с тем и отражение их отношения к этим предметам и явлениям. Изобразительная продуктивная деятельность дошкольника как вид художественной деятельности, должна носить эмоциональный, творческий характер, это специфическое образное познание действительности, которое может идти разными путями.

Изобразительная деятельность – один из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста. Ведь не случайно ребенок,  по мнению Н. Крупской очень рано начинает стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления: движением, словами, мимикой. Надо дать возможность ему расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: глину для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Материальное выражение сложившихся образов служит прекрасным средством проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось [3, с. 22]. На занятиях рисованием, аппликацией, лепкой дошкольники учатся бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей [3, с. 3]. Работу по развитию творческих способностей можно проводить, ориентируясь на  запросы родителей и интересы воспитанников,  создавать в группе благоприятные условия для развития творчества детей в продуктивной деятельности.

В качестве эффективного средства, стимулирующего детей к проявлению творчества и фантазии, можно использовать лепку из солёного теста. В процессе работы с солёным тестом развиваются сенсорные представления, воображение, пространственное мышление, ручная умелость, мелкая моторика, синхронизируется работа обеих рук. При  создании продуктов творчества  у детей формируется умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел.  Лепка из солёного теста (тестопластика) является «одним из самых осязаемых  видов художественного творчества, в котором ребёнок видит не только продукт своего труда, но может его обследовать и видоизменить по мере необходимости. Тестопластика даёт ребёнку возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве пластических образов» [4, с. 17].

Соленое тесто имеет древнюю историю. Первоначально изделия из него имели культовое значение: из них делали фигурки божеств, изображения животных для жертвоприношений, обереги. У славян считалось, например, что фигурки животных, вылепленные из теста, принесут в дом богатство и изобилие, их лепили в надежде на увеличение поголовья скота. В язычестве со временем приношение в жертву животных было заменено приношением таких фигурок, в том числе и из теста. У индейцев Южной Америки фигурки из теста было принято класть в могилу: они должны были служить покойному проводниками в потустороннем мире. Эта традиция по сей день имеет продолжение: в маленьком городке Кальдерон в Эквадоре и сегодня делают фигурки. Но теперь из теста лепятся и сувениры, известные на весь мир и очень популярные у туристов, и рамки для фотографий и зеркал и тд.

Когда на смену язычеству пришло христианство, соленое тесто не было забыто. В Европе (и Западной, и Восточной) венки и фигурки из соленого теста были атрибутами религиозных праздников. В бедных семьях из теста лепили елочные игрушки и фигурки для Вертепа – небольшого макета изображающего сцены Рождества в Вифлееме. Из теста издавна делали для детей кукол, которые также исполняли роль оберегов.

В Китае и сегодня лепят яркие фигурки из рисового теста. Мастерицы сидят прямо на улице и создают свои маленькие шедевры на глазах у прохожих.

В наши дни поделки из соленого теста носят чисто декоративный характер. Но от того не менее популярны. Можно сказать, что сейчас они популярны более чем когда-либо. Множество замечательных художников работают в этой технике, радуя нас своими произведениями. Но работа с тестом – удел не только профессионалов. Это занятие благодаря своей увлекательности и доступности интересно и для детей и для взрослых. Занятия по лепке из соленого теста проводятся в детских садах, школах, кружках. Родители занимаются лепкой вместе с детьми. Существуют многочисленные мастер - классы  для взрослых, которые тоже с удовольствием как делают поделки из соленого теста, так и принимают их в подарок [1, c. 5-7].

Остановимся на вопросах организации занятий тестопластикой в детском саду в материалах следующего параграфа.

Список использованной литературы

1.  Антипова М.А. Рубцова Е.С. Соленое тесто. Украшение и подарки ручной работы. – Ростов н/Д: Владис, 2010. – 640с.

2. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М. Просвещение, 1977. - 253с.

3.  Методика        обучения изобразительной         деятельности        и конструир./Под редакцией Т.С.Комаровой - М. Просвещение, 1991.- 251с

4.  Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.- М. 2006.

5.  Сластенин В. А. Психолого-педагогический практикум. М. Издательство: Академия, 2006. – 224с.

6.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5е изд. стереотип. М. Изд. центр «Академия», 2001.- 336 с.

7. Художественное творчество и ребенок. Под ред. Н.А.Ветлугиной. - М. Просвещение, 2004. - 229 с.

8.  Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. 2003.- 160 с.