Консультация «Мнемотаблицы в НОД как средство развития словесно-логической памяти у старших дошкольников»

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. В этот период память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. У детей отмечается недостаточность произвольной памяти, не сформированность рациональных приемов запоминания. В это же время дети обладают достаточными потенциальными возможностями интеллектуального развития. Формирование логической памяти может способствовать нормализации мнемонической деятельности в целом. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Наиболее успешно развитие памяти будет проходить в игровой деятельности, т. к. она является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста.

Мнемоника, мнемотехника – это совокупность специальных приемов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объем памяти путем образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания.

Слово «мнемотехника» обозначает – техника запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.) .

Мнемотехника – это «система внутреннего письма», позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

К числу первых исследований, выполненных в направлении изучения мнемотехнических приемов запоминания, следует отнести работы З. М. Истоминой, в которых автором изучены закономерности развития непроизвольного и произвольного запоминания детьми дошкольного возраста, выявлена зависимость процессов памяти от деятельности, в которой они осуществляются (от ее целей, задач и мотивов) .

Мнемотехника - это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это экономия времени при запоминании - процесс запоминания полностью контролируется. Это сохранение запомненных сведений в памяти - то, что вы запомнили, вам больше не придется учить заново. Это мощная тренировка внимания и мышления.

Одним из важных путей развития памяти считается развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого. Этот прием называют мнемотехническим или мнемоническим, он определяется как совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти.

В. А. Козаренко считает, что методика обучения дошкольников на основе мнемотехнических приемов в процессе непосредственной образовательной деятельности дает возможность одновременно развивать все психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение) и интеллект. Позволяет детям освоить различные способы обработки поступающей информации.

Важнейшая задача данной методики – научить ребенка самостоятельно рассуждать, думать, высказывать свои мысли. Трудные для восприятия темы можно сделать доступными, интересными, ненавязчивыми и более легкими в понимании.

Н. Т. Корикова отмечает, что использование мнемотехнических приемов в старшем дошкольном возрасте представляет собой работу в три этапа:

• Первоначально не ставится цель запомнить (ребенок принимает мнемоническую цель неосознанно, относясь к ней как к обычному требованию взрослого) .

• Второй этап характеризуется наличием мнемонической цели, но без применения способов (ребенок использует мнемонические средства сначала неосознанно, а затем осознанно) .

• На третьем этапе используются способы запоминания (ребенок самостоятельно ставит цель запомнить, используя для ее реализации мнемонические средства, причем первоначально ребенок осознанно принимает цель от взрослого, т. е. осознает ее не так как поручение, а как цель запоминания, а затем ставит такую цель самостоятельно) .

Т. А. Ткаченко отмечает, что сам процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы (при помощи картинок) ;

- собственно сам процесс запоминания (ребенок, воспринимая картинки, запоминает образ) ;

- запоминание последовательности информации (информация запоминается по очереди) ;

- закрепление информации в мозге (повторение информации про себя) .

Приемы запоминания систематизированы по этим четырем этапам.

Мнемотаблица представляет собой схему, структуру, в которую можно заложить различную информацию. Мнемотаблицы бывают обучающие (содержат обучающую информацию, как правило, незнакомую детям) и развивающие (помогают детям установить логические связки, количественные и качественные характеристики при помощи таблицы) .

С. Н. Федоренко, И. Л. Мытник дают следующее определение понятию мнемотаблица: «мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы занимают основное место в воспитательно-образовательном процессе детского сада и используются в качестве дидактического материала в ходе непосредственной образовательной деятельности. Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

Мнемотаблицы помогают дошкольникам:

- запоминать огромное количество информации;

- экономить время при запоминании;

- быстро обучаться (т. е. развивают словесно-логическую память) .

Л. В. Черемошкина указывает, что овладение приемами работы с мнемотаблицами на занятиях значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении. Исследователь выделяет этапы работы с мнемотаблицами:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы, например: домик, крыша, волк-зубами щелк, хвост пушистый у лисы, медведь.

3. После перекодирования - пересказ сказки с опорой на символы.

4. Каждую таблицу ребенок воспроизводит самостоятельно, используя прием наложения.

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Чтение и заучивание стихов решают задачи не только формирования звуковой культуры речи, они также способствуют развитию познавательных процессов детей, в том числе и словесно-логической памяти.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, при заучивании стихотворений позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать ее, сохранять и воспроизводить гораздо эффективнее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Опора на визуальный образ очень важна и обязательна в период дошкольного детства, так как ребенок не всегда понимает текст заучиваемого произведения. И если при воспроизведении текста зрительный образ не возникает в воображении, то ребенку сложно воспроизвести разучиваемое. Таким образом, прием символизации в мнемотаблицах является наиболее коротким и эффективным путем формирования процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в стихах.

В мнемотаблицах используется схематичное изображение отдельных частей, предметов; оно облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме.

Мнемотаблицы облегчают и ускоряют процесс запоминания текстов, формируют приемы работы с памятью. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Методика разучивания стихотворений при помощи мнемотаблиц такова: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план – схему (при введении в работу по развитию словесно-логической памяти и речи дошкольников) .

На более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблицы). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение и др. Наглядная схема выступает в качестве плана высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить.

При заучивании стихотворений, например, можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика имеет высокую эффективность при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок. Постепенно развивается словесно-логическая память дошкольников, их образное мышление, они запоминают тексты намного лучше, больше по объему, легче и эмоциональнее. При использовании мнемотаблиц разучивание и запоминание становятся для дошкольников интересным и эмоциональным занятием.

Таким образом, мнемотаблицы представляют собой схемы, в которые заложена определенная информация. Мнемотаблицы широко применяются в ходе непосредственной образовательной деятельности, в результате которой расширяются знания детей об окружающей действительности; появляется желание пересказывать; заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям и способствует развитию словесно-логической памяти дошкольников.