Проект программы. Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №4 «Чэчир»

с. Намцы МО «Намский улус» Республики Саха (Якутия) »

Проект программы

«Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с использованием культурного наследия народа Саха».

Педагог-психолог:

Петрова А. А.

Намцы 2012-2013г. г.

Введение

Проблемы творческого процесса широко разрабатывались в отечественной психологии. Зарубежные ученые также глубоко изучали проблему воображения и творческого мышления.

По мнению большинства психологов, творческие способности не являются синонимами способностей к обучению и редко отражаются в интеллектуальных тестах, показателем которых является «IQ»-показатель интеллекта. Точнее, эти показатели (учебная успешность и высокий интеллект) могут присутствовать, но они не являются обязательными условиями реализации личности в творчестве, для этого требуется нечто другое.

В результате экспериментальных исследований личности была выделена способность особого рода:

- способность порождать необычные идеи.

- отклоняться в мышлении от традиционных схем.

- быстро разрешать проблемные ситуации.

Такая способность и была названа креативностью (творческостью) .

В настоящее время для изучения уровня творческого мышления детей дошкольного и школьного возраста наиболее известными и часто применяемыми являются методики: вербальные и образные тесты П. Торренса и адаптированные Е. Е. Туник на базе креативных тестов Гилфорда.

Методики, игры, занятия рассматриваются как варианты для самостоятельной разработки каждого занятия.

Целесообразно проводить специальные занятия, главной целью которой является развитие творческой личности ребенка в детском саду. Эти занятия следует проводить не реже одного двух раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 мин. Таким образом, в работу оказываются вовлеченными все дети.

Это важно потому, что кроме коррекции интеллектуального и творческого развития необходимо решить еще две важные задачи – диагностику и прогнозирование дальнейшего развития, выявление одаренных и отстающих, и систему специальной работы с ними в дальнейшем.

Актуальность

Одной из актуальных проблем современной педагогики, является формирование творческой личности. Во все времена государству были нужны творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наибольшее внимание в педагогической науке уделяется развитию творческих и интеллектуальных способностей детей. Проблема соотношения интеллектуальных и творческих способностей поднимается во многих исследованиях.

Возрастание разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обуславливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем.

Благодаря именно воображению в науке совершены великие революционные открытия, такие как, например: создание периодической системы элементов Менделеева и теории относительности Энштейна.

«Воображать – это преображать» в каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии.

Именно в дошкольном детстве формируется и характер, и интеллект, и мыслительные способности.

Для развития творческого воображения детям необходимо приобрести определенные знания, овладеть навыками и умениями, освоить способы, которыми без помощи взрослых они овладеть не могут, т. е. необходимо целенаправленное обучение детей. Именно в дошкольном детстве наиболее ярко обнаруживаются предпосылки творчества. В этот период на много легче происходит становление первых творческих способностей.

Творческое воображение – психический процесс создания новых представлений и мыслительных ситуаций в форме образа или идеи.

Творческое воображение имеет огромное влияние на развитие ребенка и на формирование некоторых аспектов его познавательной готовности к школе.

Развитое воображение дает возможность детям творить самоутверждаться, самовыражаться.

В педагогическом процессе важно побуждать и воспитывать у ребенка глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя педагогические методы и приемы, можно успешно влиять на формирование личности ребенка, развивать воображение, фантазию, побуждать стремление к творчеству.

Цель

Разработать рациональные пути и условия развития творческого воображения у детей: систему психолого – коррекционных игр, развивающих занятий, бесед, игр.

Задачи

• Изучить психологическую и методическую литературу по развитию творческого воображения, мышления и интеллектуальных способностей.

• Проанализировать различные виды новых отечественных и зарубежных технологий (психодиагностических методик)

• Изучить и выявить эффективность использования коррекционных игровых упражнений, тренингов, бесед, занятий в процессе развития творческого воображения.

• Разработать рекомендации для педагогов, психологов, родителей по теме исследования.

• Развивать у педагогов и психолога способность к прогнозированию изменений.

• Развивать поисковую деятельность интеллектуальную инициативу.

Гипотеза исследования. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста эффективно в том случае, если:

• Вовлечение в процесс коррекционных игр проходит на ранних этапах становления личности;

• Использовать различные психодиагностические методики отечественных и зарубежных психологов, позволяющие развить у детей творческое воображение, ассоциативное мышление, творческие способности.

• Через развивающие игры и упражнения у детей вырабатывается творческая самостоятельность.

• Изучить и внедрить программу Ю. Б. Гатанова. При необходимости внести в них коррективы.

Новизна

Используя методы и приемы разработанные отечественными и зарубежными психологами, а также культурное наследие народа Саха развивать творческость мышления и творческое воображение, умение предложить что-то новое, фантазировать, т. е. воспитывать с раннего возраста творческий подход к жизни, являющийся основой развития личности, т. е. развивать креативность мышления

Методологической основой являются научные разработки ведущих психологов в области развития творческих способностей, творческого мышления и воображение личности С. А. Рубинштейна, Ю. Б. Гатанов, Дж. Гилфорда, Л. А Венгер. В. В. Холмовский, Я. Я Коломинский, А. И. Савенков, Г. Ю. Айзнек, Д. Векслер, П. Торренс, Е. Е. Туник, которые отмечали, что сказки и игры являются источником развития детского мышления, благородных чувств и стремлений. В театрализованной деятельности эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства активизируют мысли детей, побуждают к активной деятельности их мозг. (50 с. 87). В. А. Сухомлинский отмечал: «Стоит ребенку посмотреть на новый предмет, как он уже связывается в его сознании с другим предметом, рождается фантастическое представление, детское воображение играет, мысль трепещет, глаза загораются, речь течет плавным потоком» (51. ст. 69) .

Методы исследования:

а) анализ психолого – педагогической и методической литературы по теме исследования;

б) наблюдение;

в) тестирование;

г) беседы;

д) творческие задания;

е) метод экспертной оценки;

ж) анализ творческих работ воспитанников.

Основные этапы работы

Этапы Основные задачи Примерные формы и виды работ Ожидаемые результаты

Диагностический –по выявлению проблемы и обоснованию ее актуальности Анализ состояния по проблеме творческого воображения дошкольников. Изучение существующих программ Беседы с детьми, с родителями.

Наблюдения Понимание проблемы и необходимости ее решения (создание программ) .

Положительное отношение к эксперименту и готовность включиться в него

Организационный - по созданию условий для проведения эксперимента Подготовка материальной базы. Оформление кабинета. Посещение семинаров конференций. Консультации у методистов, приобретение методической литературы Обеспечение условий для проведения эксперимента. Поддержка экспериментаторов коллективом единомышленников.

Прогностический – по разработке программы Постановка цели, задач экспериментальной программы, определение объема, содержания. Изучение требований и понимание программ. Сравнительный анализ программ «Развитие интеллектуальных способностей» для начальных классов. Изучение и обобщение педагогического опыта. Разработка экспериментальной программы.

Практический – по проведению эксперимента Анализ эффективности работы по программе. Анализ изменений поведения детей. Анкетирование родителей, беседы с детьми, наблюдения, анализ, психодиагностика, проведения занятий. Внесение изменений и поправок в программу.

Аналитический – по оценке и анализу результатов эксперимента. Обработка данных и соотнесение результатов эксперимента с поставленным и задачами, корректировать гипотезы. Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Подведение итогов, получение положительных результатов работы по экспериментальной программе.

Внедренческий – по внедрению полученного опыта в другие дошкольные учреждения села, республики, региона. Подготовка методического и дидактического материала, видеозаписей, фотодокументов для проведения семинаров, конференций. Проведение семинаров, конференций. Распространение опыта. Рекомендации по внедрению программы в дошкольных образовательных учреждениях республики.

Планирование работы с родителями.

В Конвенции ООН о правах ребенка особо подчеркивается важность семьи для всестороннего, гармоничного развития ребенка.

Весь процесс воспитания и развития – подготовка человека и выполнение его субъективной мысли – творить на Земле нечто новое.

Поэтому к ребенку нужно относиться вдумчиво, бережно и предоставить ему свободу, простор, самостоятельность, творчество в действиях.

С этой целью провести ряд мероприятий:

1. Родительские конференции, собрания «Развиваем творческие способности».

2. Индивидуальные консультации родителям по развитию интеллектуального мышления ребенка.

3. Проведение открытых занятий, развивающих игр, показ учебных видеофильмов.

4. Привлечение родителей к участию на занятиях по коррекционно-развивающей программе «Уроки добра» (С. И. Семенака, развивающим играм по программе Ю. Б. Гатанова (по методу Дж. Гилфорда, «Детская одаренность» Савенко А. И.

5. Консультирование по итогам контрольных срезов, по диагностике «Развитие творческого воображения».

Календарно-тематическое планирование занятий по программе.

Занятия проводятся в старших и подготовительных группах два раза в неделю по 35 минут каждое.

Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя

Сентябрь, октябрь Наблюдение по группам

Анкетирование родителей Исследование воображения по Торрансу

Ноябрь Упражнение «Комбинирование», классификация по категориям, группам Составление изображений объектов (набор геометрических фигур) Упражнения по развитию воображения, игра «Пантомима»

Упражнение на развитие зрительного воображения «Якутские узоры»

Декабрь Развивающая игра «На что похоже? », «Драгоценные камни Якутии» «Поиск причин»

А. И. Савенков Дж. Гиллфорд «Настроение» - развитие гибкости и беглости ответов – осознание детьми, что разные ситуации могут создать одно и то же настроение. Развивающая игра по экономике Дж. Гиллфорд «Истории и сказки»

Январь Коррекционно-развивающая игра «Волшебные шары», творческие рассказы. Уроки доброты (мимика, жесты, поза, систематизация речи, тон). Творческая сюжетно-ролевая игра «В магазин за покупками». «Мы из какой сказки» (Якутские сказки) игра-драматизация

Февраль Упражнения по развитию воображения «Отвечаем на вопросы» Алямовская В. Г. Петрова С. Н. Занимательный аутотренинг «Волшебная прогулка» «Мы артисты», разыгрывание сказки с новым придуманным концом. Цветовая экология (рисование)

«На что похоже», народный мастер Анна Зверева

Март Видение сказки «Ленские столбы» Исследовательские игры «Драгоценные камни Якутии» - на что похожи. Развивающая игра «Праздник» Игра «Пантомима»

Апрель Развивающая игра «Что ты видишь? » по Дж. Гиллфорду «Нарисуй лицо» Рассказы по воображению (по методике В. Карне) Проективная методика «Несуществующее животное»

Май Составление сказки, рассказа «Небывальщина» (методика С. Боровик) «Ссора» (методика В. Б. Синельникова) «Девочка или мальчик? » (модификация методики К. Дункера) «Незаконченные изображения» Н. Ильина

Июнь Философствование «Если бы… » Психодиагностика

Анализ результатов Анкетирование родителей

Список использованной литературы:

1. Ю. Б. Гатанов по методике Дж. Гилфорд «Программа развития творческого мышления».

2. В. В. Кудрявцев «Феномен детской креативности».

3. Е. Е. Туник «Креативные тесты, методики».

4. А. И. Савенков «Детская одаренность».

5. В. Б. Синельников «Развиваем воображение».

6. Е. Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника».

Цель серии – развитие беглости мышления осознание детьми того, что люди по – разному реагируют на одну и ту же информацию.

Материал – нарисованный альбомный лист на каждого ребенка, цветные карандаши, ТСО.