Инновационные технологииразвития диалогической речи при рассматривании картины.

Автор: Старший воспитатель высшей квалификационной категорииКорсунова Альбина Владимировна. воспитатель высшей квалификационной категорииБалякина Екатерина Дмитриевна МДОУ «Детский сад комбинированного вида N 228» г. Саратов.

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу образовательного учреждения – важнейшее условие совершенствования и реформирования системы дошкольного образования. Под педагогическими инновациями следует понимать – нововведения в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Таким образом, инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового.

Современные педагогические технологии, такие как обучение в сотрудничестве, проектная методика, интерактивное взаимодействие, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно- ориентированный подход к детям, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию педагогического процесса с учетом их способностей и уровня развития. Сегодня в центре внимания - ребенок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и формы организации воспитательно-образовательного процесса. которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Так как необходимым условием развития личности ребенка. его сознания и самосознания является общение со взрослыми и сверстниками, которое связано с инновационными технологиями в организации процесса развития речи детей, а именно ее коммуникативной стороны, поэтому данное направление воспитательно-образовательного процесса нашего ДОУ является приоритетным.

Задача педагогов состоит в том, чтобы создать условия для практического овладения разговорной речью для каждого ребенка, выбрать такие методы и приемы обучения, которые позволили бы каждому воспитаннику проявить свою речевую активность, свое словотворчество. Деятельность педагогического коллектива нашего детского сада направлена на формирование у дошкольников коммуникативных навыков, культуры общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, добывать информацию из разных источников, создание языковой среды, способствующей возникновению естественных потребностей в общении.

Процесс общения – это непосредственное взаимодействие субъектов и основной «образующей» выступает речь, коммуникативная функция которой реализуется в диалоге. Именно диалог является первичной формой речи ребенка ( в отличии от монолога). Полноценный диалог возможен только при использовании разнообразных видов диалогических реплик, а не только умение задавать вопросы и отвечать на них. Осваивая разнообразие диалогических реплик ( сообщение, побуждение, реакции на них), дети способны усвоить разнообразные их функции, а следовательно научиться пользоваться диалогом.

Чтобы беседа получилась интересной, насыщенной ребенок должен обладать обширным кругозором, богатым словарным запасом, речевым этикетом. Нашими педагогами был разработан и внедрен языковый материал по обучению речевому этикету, осваивая который дошкольники научились использовать его в зависимости от ситуации общения, что способствовало обогащению их речи сложными предложениями, развитию навыков общения со взрослыми и детьми.

Большая работа по развитию коммуникативной функции речи проводилась в рамках реализации инновационного проекта «Мы журналисты», в ходе которого дети научились задавать вопросы, правильно отвечать на них, вести диалог между собой, брать и давать интервью. Внедряя данный проект, обучение диалогической речи происходит в беседе с использованием инновационных подходов при работе с картиной, как целостной системой, что нашло свое отражение в представленном занятии по развитию речи в подготовительной группе «Репортаж с места события» .

В занятии используются разнообразные формы обращения, которые построены в виде игр «Обращение с просьбой», «Ответь на просьбу», где у детей формируются не только знания о профессии журналиста, но и умения задавать вопросы в определенной логической последовательности, пользоваться репликами, при помощи которых дети учатся высказывать свою точку зрения, суждения, мнения, а также реагировать на высказывания собеседника.

Работа над картиной построена таким образом, что постепенно подводит детей к самостоятельному оформлению диалогических реплик.

Для составления любого рассказа необходимо подготовить запас слов. С этой целью используются игры с «подзорной трубой», «Охота за подробностями» и др. В ходе рассматривания выделяются объекты, изображенные на картине. А чтобы данный рассказ был осмысленным, дети учатся устанавливать взаимосвязи между ними, для чего проводятся игры «Объединялки», «Ищу друзей», которые формируют у детей умения кратко рассуждать двумя-тремя предложениями.

Используя прием «Вхождение в картину», дети с помощью речевых зарисовок передают свое отношение к окружающему от лица персонажа картины, реализуя свои возможности в играх «О чем я думаю, что я ощущаю». Затем дети выбирают объект картины и представляют себе, о чем они могли бы говорить и думать на какую-то тему в игре «Кто, о чем говорит». Вся предшествующая работа способствовала тому, что придуманные детьми тексты-репортажи по картине отличались разнообразием содержания, эмоциональной окраски и творчеством. После окончания занятия дети пообщались со взрослыми в форме интервью, что вызвало живой интерес как у детей. так и у взрослых.

Данные технологии позволяют сохранить интерес к картине в течении всего занятия, активизировать всех детей, развивают мыслительные операции. В совместной деятельности педагога и ребенка посредством системы игровых упражнений развивается способность создавать речевые зарисовки, диалоги и разнообразные рассказы по картине.

Предлагаемые инновации можно использовать в работе по диалогической речи старших дошкольников, так как. несмотря на разноаспектное изучение феномена общения в многочисленных научных исследованиях отечественных и зарубежных авторов в области педагоги и психологии, методы и приемы развития диалогической речи недостаточно разработаны.