Развитие речи и коммуникативных навыков в ДОУ (из опыта работы)

«Развитие речи и коммуникативных навыков в ДОУ»

Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования, принятие Министерством образования и науки РФ нового «Закона об образование в Российской Федерации», «Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования» потребовало от педагогического коллектива нашего ДОУ пересмотреть подходы к организации образовательного процесса. Современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, он теряется в мире объемной информации. Группа детского сада - как раз то место, где он реализует принципиальные для него потребности в овладение родным языком, развитие речи.

Содержание образовательного процесса в ДОУ выстроено в соответствии с программой «Детство», Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой.

парциальных программ:

­ Авдеевой Н. Н. Стеркиной Р. Б. Князевой О. Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»

­ Князевой О. Л. Маханевой М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Приоритетными направлением ДОУ являются:

познавательно-речевое развитие дошкольников и коррекция речи детей.

Работа педколлектива по коммуникативному развитию дошкольников включает в себя следующую цель и задачи:

Цель: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими

Задачи:

• развитие свободного общения со взрослыми и детьми

• развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности

• практическое овладение нормами речи

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей, которые осуществляются

- в процессе организации различных видов детской деятельности: двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, чтение художественной литературы

­ в ходе режимных моментов

­ в свободной самостоятельной деятельности

­ во взаимодействии с семьями

Условия реализации работы по коммуникативному развитию дошкольников:

1. Повышение уровня самообразования педагогов.

В этом нам помогают различные методические мероприятия: консультации, семинары, практикумы, открытые занятия, педсоветы.

Проведены педсоветы:

«Познавательно – речевое развитие дошкольников»,

«Эффективность работы по обучению детей рассказыванию»

Семинары:

«Технология речевого развития»,

«Литературное воспитание дошкольников»

Для воспитателей специалистами ДОУ были организованы консультации:

«Чистоговорки и скороговорки в воспитании звуковой культуры речи»

«Сказкотерапия в коррекционно-логопедической работе»

«Совместная работа с семьей по развитию речи детей»

2. Создание предметной развивающей среды.

В нашем ДОУ создана предметно-развивающая среда с учетом возрастных возможностей детей, их интересов и конструируется она таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело.

При проектировании развивающей среды учитывалась и ее динамичность. В интерьере групп есть легко трансформируемые элементы: легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, мягкие модули. Воспитатели создают условия для развития вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами – заместителями, развивающими, познавательными, настольно-печатными играми, головоломками. Учитывается и гендерная специфика.

Подбор дидактического материала, игр, пособий, детской литературы учитывает особенности развития детей всех возрастов. В группах старших дошкольников появляются материалы, способствующие овладению чтением, а также материалы, отражающие школьную тему.

Для осуществления речевого развития детей в группах выделены уголки, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками:

- книжные

- интеллектуально - развивающие

-театральные

- дидактические уголки

Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса реализуется через объединение различных видов детской деятельности вокруг единой темы и отражается в организации предметно-развивающей среды.

3. Образовательная деятельность.

Ведущей формой работы по развитию речи детей являются образовательные ситуации, которые позволяют осуществить дифференцированный подход к детям и индивидуализировать процесс обучения языку.

Планирование образовательных ситуаций осуществляется в соответствии с учебным планом и тематикой недели, учитывается принцип сезонности.

Педагоги ДОУ используют в своей работе:

наглядные, практические и словесные методы.

В развитии связной речи детей педагоги ДОУ с успехом используют приемы и методы ТРИЗ.

Суть его заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а втянут в процесс активного поиска новых для него явлений и закономерностей.

-Метод проб и ошибок. (А что, если сделать так?)

-Метод мозгового штурма (МШ) .

Детям предлагается проблемная ситуация, затем выслушиваются ответы детей.

Для успешного решения задач по развитию связной речи педагоги используют систему творческих заданий:

-Составление загадок.

Например, круглый, резиновый, прыгает (мяч) ; рыжая, хитрая, живет в лесу (лиса) и т. д.

-Приемы фантазирования.

Например, ”оживляем” облака (Какие вести они несут? О чем мечтают) .

-Прием эмпатии.

Дети представляют себя на месте наблюдаемого: (А что если ты превратишься в кустик? (О чем бы думал и мечтал?)

-Схемы- пиктограммы используются при заучивании стихотворений, пересказов.

В процессе ознакомления с художественной литературой дети начинают осознавать специфику литературных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества, их художественные достоинства, придумывать необычные окончания к сказкам.

Речевое развитие проходит и через общение с природой. Важнейшие закономерности природы составляют содержание познавательного материала, который дает возможность развивать речевую активность детей, наблюдательность, мышление.

Воспитатели ДОУ работают в тесном взаимодействии со специалистами детского сада: учителем-логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре, учителем-дефектологом, психологом, что помогает более успешно проводить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками. Проводится совместный анализ программ, технологий, проблемных ситуаций обучения и воспитания.

Результативность работы отслеживается с помощью мониторинга, проводимой 2 раз в год - в сентябре и мае. Ее данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей.

4. Взаимодействие с семьей.

В ДОУ используются разнообразные формы работы с родителями:

-привлечение родителей к организации деятельности детей в ДОУ;

-дни открытых дверей;

-анкетирование;

-консультации;

-родительские собрания;

-оформление родительских уголков, выставок.

Воспитатели, совместно со специалистами провели родительские собрания на темы: «Воспитываем будущего читателя», «Развиваем речь детей», «Учите детей говорить правильно»

консультации:

«Игры и упражнения для детей с тяжелыми нарушениями речи», «Приемы развития фонематического слуха»,

«Координация речи с движением и развитием мышц артикуляционного аппарата».

В ДОУ стало традицией проводить музыкально-литературные гостиные, где дети вместе с родителями слушают классическую музыку, читают стихи, танцуют. Интересно проходят родительские собрания в форме беседы-диалога с элементами практикума.

Регулярно проводится анкетирование родителей для выявления их потребностей и опасений.

Поэтому, стратегия педагогов нашего детского сада, заключается в переориентации сознания воспитанников и их родителей: обучение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.