Развитие музыкальности у дошкольников

М ногие исследователи музыкальности человека пришли к выводу, что врожденные музыкальные задатки могут развиться в музыкальные способности путем воспитания и обучения.

Весь комплекс музыкальных способностей формируется именно в музыкальной деятельности. Развивая музыкальные способности (любую из специальных музыкальных способностей, будь то эмоциональное восприятие музыки, оперирование музыкальными слуховыми представлениями или чувство ритма), развиваем способности в целом. Эти идеи освещены в работе современных ученых-теоретиков в области музыкальной педагогики: О.А. Апраксиной, Л.Г. Аргажниковой, М.Д. Авазашвили, Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, В.Ю. Григорьева, Б,И. Петрушина, Г.П. Стуловой, Г.М. Цыпина и др.

Все три составляющих понятия «музыкальность» теснейшим образом связаны между собой. И если одна из способностей отстает в развитии, она может тормозить развитие другой. Если же одна из них преобладает в развитии, она способствует развитию других. Так, например, развивая интерес к эмоциональному восприятию музыки, мы способствуем развитию ладового чувства, развитию чувства ритма.

В развитии музыкальности таких детей это стоит учитывать и опираться на предпочитаемый ребенком вид музыкальной деятельности, т. к. признавая взаимосвязь всех способностей, развивая одну из них, мы способствуем развитию всех остальных способностей, и не только музыкальных,

На основани признания динамичности развития музыкальных способностей (Б.М. Теплов. Психология музыкальных способностей) нужен постоянный контроль, наблюдение за детьми, проведение диагностических срезов развития, что позволяет объективно судить о качественном развитии каждой составляющей из структуры музыкальности, а также планировать дальнейшее их развитие и необходимую коррекцию. Но не следует думать, что, продиагностировав один раз ребенка, можно поставить раз и навсегда «диагноз» его музыкальной одаренности или пытаться предсказывать его музыкальное будущее.

Музыкальный руководитель может использовать для каждой возрастной группы диагностические таблицы О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили

Предлагаемая диагностика может проводиться педагогом на протяжении нескольких занятий (индивидуальных или подгрупповых), но не реже двух раз в год. На основании вывода большинства исследователей одаренности (Дж. Гилфорд, В, Лоуэнфельд, П. Торренс, Дж. Рензулли и др.), что ведущей характеристикой, определяющей потенциал личности, является способность к творчеству (креативность), в диагностику музыкальных способностей целесообразно добавить графу «выполнение музыкально-творческих заданий», которые педагог, проводящий диагностику, может подбирать самостоятельно, ориентируясь на индивидуальные особенности музыкального и эмоционального развития ребенка. (Можно использовать музыкально-дидактические игры, в которых делается упор на творчество ребенка.)

Главное в развитии музыкальности ребенка видится в выполнении дидактической цели: доступности, системности и систематичности работы с ним,

Для того, чтобы с самого раннего детства обеспечить каждому ребенку индивидуальный психологический дифференцированный подход в развитии его музыкальности, заметить его музыкальные способности и наклонности к какому-либо виду музыкальной деятельности, а также способствовать их развитию и реализации, нужен музыкальный руководитель, который должен соответствовать следующим требованиям:

  • располагающая внешность;
  • речь без дефектов;
  • любовь к детям;
  • терпеливость, уравновешенность, порядочность;
  • доброта и заботливость;
  • профессиональное знание педагогических и психологических методов и приемов музыкального воспитания и обучения дошкольников;
  • знание возрастных физических и психических особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста;
  • знание детского музыкального репертуара и его использование в соответствии с требованиями, его доступность;
  • артистизм;
  • владение игрой на музыкальных инструментах (минимум двух);
  • умение точно интонировать и исполнять произведения детского вокально-хорового репертуара (песни, попевки, музыкальные игры, хороводы и др.);
  • владение методом диагностики музыкального развития ребенка;
  • умение проводить индивидуальную работу с ребенком (чтобы вырастить индивидуальность, нужно работать индивидуально);
  • любовь к своей профессии;
  • ответственность за воспитание и развитие музыкальности каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и в соответствии с индивидуально-дифференцированным подходом к каждому;
  • умение проводить работу с родителями.

Для успешного выполнения задач музыкального воспитания для детей дошкольного возраста по каждой возрастной группе предусмотрен программой репертуар. Особенно хочется отметить программу воспитания «Пралеска» под редакцией Е.А. Панько, в которой музыкальный репертуар рассчитан на все уровни музыкального развития (от самого низкого до самого высокого), дает возможность выбора в работе как с маломузыкальными детьми, так и с музыкально одаренными.

Распространено мнение, что не следует в детском коллективе особенно и постоянно выделять музыкально одаренных детей. Внимание нужно уделять всем, независимо от уровня развития музыкальности. Детям со средним уровнем можно предлагать несложные произведения для исполнения по своему диапазону (если это песня), по ритмическому рисунку (если это игра на музыкальных инструментах), по музыкально-ритмическим движениям (если это танец, хоровод или музыкальная игра). Тем, у кого очень низкий уровень музыкальности, необходимо давать небольшие роли в сценках, инсценированных песнях или драматизациях. Главное, чтобы все дети имели свой исполнительский номер.

Детей музыкально одаренных необходимо готовить к исполнительству на индивидуальных занятиях (сольное пение, пение в ансамбле, игра в оркестре, танцах, драматизациях, детских операх и др.). Результат этой индивидуальной работы показывается на общем празднике или концерте. Так музыкально одаренному ребенку дается возможность проявить индивидуальность, талант, артистизм, чувство сцены, реализовать музыкально-творческие способности, самоутвердиться исполнителю как личности. Другим детям полезно услышать и увидеть более высокий уровень исполнения.

Работая над музыкальным развитием ребенка, следует помнить, что искусство всегда предусматривает творчество. Поэтому, знакомя детей с произведениями музыкального искусства, способствуя развитию их музыкальности, педагоги решают задачи не только эстетического воспитания и обучения, но и более глобальные — развивают интеллектуально-творческий потенциал личности ребенка.

А. Битус

Развитие музыкальности у дошкольников