Формирование пространственных ориентировок в дошкольном возрасте.

Формирование пространственных ориентировок

у детей дошкольного возраста.

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. При помощи взрослых он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей.  Ориентировка в пространстве имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека, охватывая различные стороны его взаимодействия с действительностью, и представляет собой важнейшее свойство человеческой психики. Освоение предметного и социального пространства играет огромную роль в построении ребенком целостной картины мира, осознании своего места в нем. Пронизывая все сферы взаимодействия ребенка с действительностью, ориентировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Гармоничное развитие ребенка невозможно без развития у него способности к ориентировке в пространстве. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности. Оно рассматривается как одно из профессиональных важных качеств. Традиционными направлениями в системе работы по устранению речевых нарушений и у дошкольников, и детей школьного возраста является формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения и письма.

У детей с нарушениями речи часто встречаются следующие трудности: 1) сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов; 2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека; В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного или альбомного листа листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом);

3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов ( эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов) Дети, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных («над», «под»). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов «к-у», «в-на» («к дому - у дома», «в столе - на столе»). Нередко они смешивают предлоги «перед - после - за». Например: «Шкаф стоит после стула» вместо «Шкаф стоит за стулом». Или «Лето бывает перед весной, а осень после зимы»; 4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов (трудности при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении и т. д.); 5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.).

После перечисления ошибок мы видим, что формирование пространственно-временных представлений является важной задачей в коррекционном обучении детей.      Пространственное представление у детей развивают в различных видах деятельности: на логопедических занятиях, на занятиях по формированию элементарных математических представлений, изодеятельности, на индивидуальных. на музыкальных и физкультурных занятиях. Так же пространственные представления у детей развивают во время режимных процессов: в утренней гимнастике, во время умывания, одевания, приема пищи, в дидактических и подвижных играх, в повседневной жизни. И. конечно, мы надеемся на помощь родителей, в освоении детьми этих трудных знаний.

Ряд упражнений по формированию пространственных представлений.

Очень важно, чтобы задания детям предъявлялись в виде понятной им инструкции, например: «Покажи (покажите)…», «Отгадай (отгадайте)…».

Эти упражнения, направленные на автоматизацию навыков ориентировки в правых и левых частях тела.

Упражнение 1.

Показать, какой рукой надо есть, писать, рисовать, здороваться. Сказать, как называется эта рука. Показать левую руку. Если есть затруднения, то показать самой левую руку, а дети повторяют. Если есть дети с левшевством, то необходимо доброжелательно отметить, что названия рук при этом остаются общепринятыми. Это следует всем вместе запомнить.

Упражнение 2.

Поднять левую и правую руку поочерёдно. Показать карандаш левой, правой рукой. Взять игрушку левой, правой рукой и т.п.

Упражнение 3. Закрепить различение и называние рук можно с помощью рисунка, на котором схематически изображены левая и правая рука. Ребятам предложить подойти к схеме, приложить к ней кисть, определить руку.

После усвоения речевых обозначений правой и левой руки с помощью упражнений 1 – 3 можно переходить к дифференциации других правых и левых частей тела: правой и левой ноги, правого и левого глаза, уха.

Затем детям можно предложить более сложные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив. Можно включать упражнения типа:

Нарисовать отражение домов.

Дорисовать правое ухо.

Дорисовать левое ухо.

Дорисовать левую бровь и правый глаз.

Соедини стрелками пару перчаток.

Представить своё отражение в зеркале. Затем обратить внимание на своего соседа по парте (повернувшись, для этого лицом друг к другу).

Пожать друг другу руки. Назвать руки, которыми произвели рукопожатие.

Очень важно совместно с ребенком сделать вывод, что при анализе отражения правая рука находится напротив правой, левая напротив левой руки. При общении с другим человеком правая рука находится напротив левой, левая напротив правой руки.

Ряд упражнений по формированию ориентировки в окружающем пространстве.

Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на уже имеющихся у детей представлениях о правой и левой сторонах тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки.

Упражнение направлено на формирование у ребенка умения, определять пространственное расположение предметов по отношению к самому себе.

«Покажи предмет, который находится справа от тебя, слева» и т. д.

Затем можно поочерёдно выполнять действия: положи игрушку справа или слева от себя; вытяни в сторону правую руку; перечисли предметы, находящиеся с правой стороны; затем с левой; поверни голову влево, вправо; наклони голову к правому плечу, к левому плечу и т. д.

Предлагаем Вам некоторые игры

на развитие пространственных ориентировок.

1. Для уточнений понятий « ЛЕВО-ПРАВО» используем стихи с движением.

Мы в строю шагаем браво. Эта ручка – правая,

Мы науки познаём. Эта ручка – левая,

Знаем лево, знаем право. Я на мячик нажимаю,

И, конечно, же кругом. Я зарядку делаю.

Это правая рука, Будет сильной правая,

Ох наука нелегка! Будет сильной левая,

Будут ручки у меня

Ловкие, умелые!

2.«Посмотри –назови- запомни» .

Ряд фигур. изображений предметов или игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз, запоминая последовательность. Закрыть. Дети должны перечислить. После проверяется правильность выполненного задания.

3. Разрезные картинки. Складывание целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.

4. «Кто за кем?»

Можно использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов.

Работать по вопросам: -Кто находится с права? Слева? Кто стоит за? Перед?

Можно использовать предметные картинки из сказки «Репка». Сначала выставляются фигурки при пересказе сказки, а после задаются вопросы с использованием пространственных предлогов.

5. «Художники»

Рисование картины по четкой инструкции взрослого. Взрослый использует слова. в центре, справа, слева. над, перед, за, под и т.д. Ребенок рисует.

6. «Где спрятан предмет?»

Цель : Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Материалы: Игрушка.

Ход игры:: Инструкция звучит следующим образом: «Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка». Ребёнок отворачивается. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. Взрослый прячет игрушку и приглашает ребенка поискать. Во время поиска взрослый направляет водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.

7. Д/и «Следопыт».

Цель: Закрепление пространственных ориентировок.

Ход игры: В игре участвуют двое. один – «следопыт», другой – «помощник». «Следопыту» завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне помещения ставится кубик. «Помощник» словами направляет «следопыта», подсказывая ему, куда идти, например: «Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!» «Следопыт» находит кубик, вызывается следующая пара.

При этом мы должны помнить о доброжелательном отношении к ребенку во время всех упражнений, не сердиться на него, если у него что-то не получается, а объяснить снова. А так же, не забываем и русскую народную поговорку. « Повторение –мать учения!», и повторяем все полученные знания.