Развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 82

Развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста

Статья с Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной и коммуникативной сфер ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее общительными и отзывчивыми к чувствам других. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в детском возрасте. Опыт этих первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. Поэтому работа, направленная на развитие коммуникативных способностей актуальна на этапе предшкольного образования.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность ее общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя: 1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»); 2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации; 3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносит свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении с взрослыми. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. В концепции М. И. Лисиной общение выступает как особая коммуникативная деятельность, направленная на формирование взаимоотношений. Задача взрослых – помочь ребенку вступить в сложный мир взаимоотношений и адаптироваться в нем, приобретать новых друзей, находить выход из сложных ситуаций.

Актуальность проблемы поставила перед нашим ДОУ цель – через создание зоны ближайшего развития способствовать эмоциональному развитию и коммуникативных способностей и тем самым помогать ему в социальной адаптации.

Исходя из этой цели, составлена программа для работы с детьми старшего дошкольного возраста и определены следующие этапы:

1 этап – ориентировочный (вводная диагностика).

2 этап – реконструктивный.

3 этап – закрепляющий.

4 этап – диагностический (подведение итогов).

На 1 этапе были исследованы особенности поведения детей в конкретной группе, выявлены исходные уровни развития коммуникативной сферы (методика «Капитан корабля», диагностика уровней коммуникативного развития детей по методике Рыбак Е. В.)

2 этап. Проанализировав опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста, был сделан вывод: игровые занятия можно использовать как средство формирования способностей к общению, так как именно в игре можно помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Основной особенностью коммуникации является то, что на первый план выступают эмоциональные процессы. Поэтому на занятиях делается акцент на развитие эмоциональной отзывчивости детей. В ситуации общения, на основе ярких эмоциональных переживаний у ребенка развиваются желание и потребность в сотрудничестве, возникают новые отношения к окружающему его миру. Этот этап представляет собой выстроенную систему (по Смирновой Е. О.).

Каждый этап опирается на предыдущий, и подготавливает следующий:

1. Внимание к другому.

Цель – формирование способности видеть сверстника, обращать на него внимание. Многие дети настолько сосредоточены на себе и своемЯ. что другие дети становятся лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Задача данного этапа - отвлечь детей от фиксированности на собственномЯ, развитие способности увидеть другого, почувствовать единство с ним.

2. Согласованность действий.

Цель – научить ребенка согласовывать собственное поведение с поведением других детей. Развивать умение действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

3. Общие переживания.

Цель – создание единства переживаний каких-либо эмоциональных состояний (как положительных, так и отрицательных), развитие чувства близости, общности и желания поддержать друг друга.

4. Взаимопомощь в игре.

Цель – развитие чувства сопереживания другому, взаимопомощи. Создание атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

5. Помощь в совместной деятельности.

Цель – способствовать желанию помогать другим детям в процессе совместной деятельности, развитие взаимопомощи, способности принимать планы и замыслы другого и радоваться его успеху.

На 3 этапе закрепляются новые проявления ребенка, укрепляется вера его в собственные силы и возможности. Поддерживаются позитивные проявления ребенка, ставятся перед ним новые, более сложные задачи.

На 4 этапе подводятся итоги, выстраивается перспектива дальнейшего развития ребенка.

Опыт проведения работы по развитию коммуникативной сферы у старших дошкольников показал достаточно хорошие результаты, климат в группе заметно улучшился, уменьшилось количество демонстративных реакций, дети самостоятельно разрешали многие конфликты, чаще стали участвовать в совместных играх и соблюдать правила поведения и общения. Значительно повысился уровень психологической готовности детей, выпускники ДОУ проходят успешную адаптацию к школьному обучению. Эффективность проведенной работы подтвердило и диагностическое исследование. Педагоги, в основном, одобрили программу и убедились: игровые занятия по развитию навыков общения выступают как средство формирования способностей к общению детей в психолого-педагогической практике предшкольного образования. Однако, ощутимый результат возможен лишь при систематической работе.

Тема: «Волшебные домики»

Цель: развивать внимание, сочувствие к сверстникам и доброжелательное отношение друг к другу.

Материалы:
  • магнитофон и фоновая музыка ко всем этапам;
  • семь разноцветных картонных домика;
  • колпачки с колокольчиками на каждого ребенка;
  • свечка в безопасном подсвечнике.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Звучит спокойная музыка, дети проходят в зал. Педагог приветствует детей и предлагает игру «Давайте познакомимся» (упражнение создает психологически непринужденную атмосферу). Детям предлагается поздороваться друг с другом необычным способом. Например, плечом, спиной, носами, щекой, пальцами, коленками или выдумать свой собственный необычный способ приветствия.

Педагог сообщает детям, что сегодня они отправятся в волшебный город. Город находится далеко. Под музыку дети идут:
  • через лес, раздвигая ветки и высокую траву;
  • мимо лесной птички, тихонечко и осторожно, чтобы не спугнуть ее;
  • перепрыгивают через узенькую речку;
  • проходят, крепко-крепко взявшись за руки, по узенькому мосту над оврагом – нужно быть очень осторожным, чтобы не упасть.

Наконец подходят к городу. Педагог объясняет, что волшебный город очень большой, и за один день его не обойдешь. Поэтому мы отправляемся на небольшую улицу волшебных домиков.

Первый домик –домик добрых слов. Проводится игра «Комплименты» (вербальное выражение своего отношения к сверстнику, которое должно иметь, исключительно, положительный характер).

Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Например, у тебя такие красивые глаза или с тобой так хорошо играть; или ты умеешь петь и танцевать лучше всех. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Второй домик –домик превращений. Детям предлагается превратиться в животных. Под музыку дети показывают, как двигаются разные животные (развитие мимики и пантомимики).

Третий домик –домик невидимок. Детям предлагается угадать друг друга по голосу. Игра «Кто сказал?» (внимание к сверстнику). Выбирается ведущий, который садится спиной к группе. Затем один из детей, на которого показал взрослый, произносит: «Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь». Ведущий должен узнать по голосу, кто из детей произнес эту фразу. Следующим ведущим становится ребенок, голос которого угадали. Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает в роли ведущего.

Четвертый домик –домик веселых гномов (дети надевают колпачки с колокольчиками).

Пальчиковая игра «Угощение гномов»

Стали гномы гостей приглашать

Конспекты занятий в детском саду:

Интегрированное занятие по экологии и конструированию для детей старшего дошкольного возраста "Встреча с лягушкой". Детский сад 82

Обобщающая игра-занятие по теме "Воздух " для детей подготовительной к школе группы. Детский сад 82

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим "Все работы хороши" (средняя группа). Детский сад 82

Коррекционно-развивающая работа с детьми при дисгармоничном развитии ребенка с гиперкинетическими расстройствами в условиях дома ребенка. Детский сад 82

Организация физкультурно-оздоровительной работы с детьми вне занятий. Детский сад 82

Конспект интегрированного занятия "Путешествие по Якутии". Детский сад 82

Поделится ссылкой Развитие коммуникативной сферы детей старшего дошкольного возраста. Детский сад 82 с друзьями в: