Музыкальная игра как средство развития старших дошкольников

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют о том, что в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их жизненного и музыкального опыта. Современные исследования показывают, что к семи годам у детей:                                                                        

  • складывается комплекс музыкальных способностей;
  • музыкальное восприятие - мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия;
  • более явно проявляется интерес к музыке, чем ранее;
  • формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;
  • активизируется творческий потенциал.

В отечественных исследованиях последних лет отмечается усложнение рефлексивной жизни детей старшего дошкольного возраста. На рубеже дошкольного и школьного возраста возникает переживание ребенком собственного «Я», своей субъективности, являющейся основой для личностно значимого восприятия музыки и рефлексирования в процессе музыкального мышления.

Программа «От рождения до школы» К. Вераксы ориентирует педагога на вовлечение ребенка в процессе общения с музыкой на основе различных видов музыкальной деятельности: восприятия, творчества, исполнительства. Решению важнейших задач программы- пробудить творческую активность ребенка, стимулировать воображение, желание включиться в творческую деятельность- способствуютмузыкальные игры, в ходе которой ребенок приобретает опыт переживания музыки как эмоционального наслаждения, реализует потребность в художественно-  образном освоении впечатлений окружающей жизни. Таким образом, музыкальную игру можно определить как духовно-образное действие, направленное на удовлетворение потребности ребенка в познании окружающего мира и собственного «Я» на языке художественных образов. Эффективность музыкального развития ребенка в процессе музыкальной игры обеспечивается адекватностью переживания ребенком музыкально-игрового образа, активным восприятием музыки, выступающей важнейшим компонентом музыкальной игры. Овладевая игровыми умениями, старший дошкольник сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач. Участие старшего дошкольника в музыкальной игре требует качественного изменения мыслительных процессов, более высокого уровня музыкального восприятия, активизации самостоятельных проявлений, умелого использования имеющегося музыкального и жизненного опыта.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям ребенка, выступает музыкально- дидактическая игра. Музыкально-дидактическая игра является важным средством сенсорного развития, в частности развития у ребенка слуховых ощущений. Они обогащают ребенка новыми впечатлениями, развивает у них инициативу, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального вкуса. Они учат детей различать и запоминать музыкальные звуки по тембру, высоте, направлению, силе, длительности. Как любая игра, музыкально-дидактическая включает в себя дидактическую задачу и игровые действия, которые помогают ребенку в интересной для него форме услышать, сравнить, различить некоторые свойства музыкальных звуков, чем способствуют развитию мыслительных операций.

В отличие от младших дошкольников старшие могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры. Наличие у детей определенного музыкального и  жизненного опыта позволяет им быть достаточно активными в ходе игры и самостоятельно использовать умения, полученные в повседневной жизни.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения; как самостоятельную игровую  деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

Музыкально-дидактическая игра «Прячем мелодию»

Цель: Развивать внутренний слух( музыкальные представления, возникающие без непосредственного акустического воздействия на слуховой аппарат).

Ход игры: Дети начинают петь хорошо знакомую песню, затем по условному знаку продолжают петь про себя, т.е. беззвучно; по другому знаку-снова вслух.  В игре могут принимать участие как один ребенок, так и несколько детей.

Методические рекомендации

В процессе игры необходимо направлять внимание детей на внутренний слух, предпосылками которого являются сохраняющиеся в памяти музыкальные представления о мелодии песни, направлении ее движения, ритмических оборотах, скорости звучания и т.п.Чтобы не отвлекать детей  зрительными моментами, условный знак, указывающий на то, что нужно «спрятать» мелодию или возобновить ее, можно сделать слышимыми( хлопок, притоп и т. п.).

В процессе игры надо добиваться того, чтобы дети ощущали  «спрятанные» фразы как части единой длинной мелодии. С этой целью педагог может помочь детям почувствовать равномерную пульсацию мелодии во время ее пения про себя легким отстукиванием, совместной ходьбой и т. п.