ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

МДОУ детского сада компенсирующего вида

№28 «Хрусталик» г. Волжска

В условиях модернизации российского образования создаются новые образовательные программы, позволяющие обеспечить вариативность воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на полоролевую социализацию ребенка и запросы его семьи.

В настоящее время перед образовательными учреждениями стоят важ-нейшие задачи:

  1. переосмысление сущности процесса образования,
  2. поиск новых подходов к воспитанию человека, способствующих наи-более полному его развитию, в том числе и как представителя определенного пола.

В нормативных документах к системе дошкольного образования сформулирован социальный заказ, который заключается в том, что результатом деятельности ДОУ являются не только знания, умения, навыки выпускников, но гражданские, социальные, коммуникативные, интеллектуальные компетенции. Это заказ на психологически здоровую личность, формирующуюся в процессе полоролевой социализации.

Попытки воспитания мальчиков и девочек в ДОУ недостаточно эффек-тивны, так как не учитываются реалии современной жизни, вариативность полоролевого поведения, не формируются навыки овладения мужскими и женскими ролями (В.В.Абраменкова, 1987; И.С.Лаптева, 1997; Г.Н.Михайлович, 1998; И.В.Смирнова, 1999).

На протяжении тридцати лет общество убеждало нас в том, что мальчики и девочки совершенно одинаковы. За последние пять лет проведено много исследований, результаты которых подтверждают, что мальчики отличаются от девочек. С изменениями современной общественной жизни появились новые социальные условия, произошла ломка системы половых ролей и культурных стереотипов. Ранее существовавшие стандарты женственности и мужественности привели, к насыщению образа женщины мужскими характеристиками. Итак, тридцать лет освобождали девочек, а сейчас пришло время освобождать мальчиков. Сегодня востребованы в обществе энергичные и гуманные люди, а не роботы для работы и войны. Раньше отцы были в меру ласковые с ребенком, брали на себя повседневные заботы о нем, его уважали в семье, прежде всего жена. Современные отцы считают, что воспитание детей – это удел женщин, а их задача - работать в поте лица, чтобы обеспечивать семью материально. Отцы становятся приятелями своим детям или относятся к ним слишком по - матерински, часто отсутствуют или не справляются. Необходимо помочь отцам обрести место в обществе. Современные мамы и бабушки совмещают семейные обязанности с работой вне дома, становятся главой семьи, либо деловой, для которой семья и дети не являются важной ценностью. В семье нет разделения на мужские и женские роли, как раньше. Происходит насыщение образа жен-щины мужскими характеристиками. Роли родителей в семье должны быть различны, а вне семьи пусть будут одинаковыми. Но, несмотря на все это, растить и воспитывать детей все же приходится матери.

Самооценка ребенка зависит от того, какие представления о своем «Я» формируют родители у ребенка. Родители понимают необходимость формирования качеств, характеризующих мужчин и женщин, однако эта необходимость не становится реальностью в их семье. Основными причинами данного факта являются:

  • недостаток опыта в воспитании ребенка;
  • отсутствие терпения и свободного времени;
  • незнание особенностей развития своего ребенка.

Таким образом, в педагогике появились новые проблемы в воспитании детей.

  1. социализация (социальная компетентность дошкольника);
  2. полоролевая социализация;
  3. идентификация личности ребенка;
  4. психологический пол ребенка;
  5. формирование полоролевого поведения ребенка;
  6. отношения между полами.

Сегодня существует проблема социального вхождения ребенка в то об-щество, в котором ему предстоит жить и развиваться как личность. Но прежде, чем помочь детям, необходимо нам самим взрослым, педагогам припомнить, и усвоить традиции, нормы, ценности и требования нашего социума. Мы должны обеспечить ребенку положительные примеры социального и личностного окружения. Взрослые могут сформировать социальную компетентность дошкольника, достаточно обеспечить ему в ДОУ знания, умения, навыки, для выполнения обязанностей, соответствующих данному жизненному периоду.