Скачать:

Предварительный просмотр:

Развитие речи у дошкольников

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве - одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных его формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисгармонии и дислексии. Родители, сталкиваясь с трудностями, возникающими при обучении их ребенка, естественно расстраиваются, задают многочисленные вопросы: почему ребенок безграмотно пишет; пропускает буквы при письме и теряет целые слоги при чтении; не может применять на практике хорошо выученные правила правописания. А ведь многие из них занимались своим ребенком, водили его в различные кружки, центры развития и вроде бы добились цели, которую перед собой ставили, - ребенок умеет писать и читать, поступил в ту школу, которую они выбрали для него. В чем же дело? И что надо делать, чтобы избежать последствий неправильного речевого развития своего ребенка? Опыт работы показывает: взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников.

Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи своего ребенка родителям необходимо учесть следующие моменты:

1. Следует реально оценить состояние здоровья ребенка. В последние годы резко увеличилось количество детей с различными отклонениями в развитии головного мозга, а при этом одной из первых страдает именно речь.

2. Если родителей что-то беспокоит в речевом развитии ребенка, не надо бояться обращаться за консультацией к специалистам. У нас обследование ребенка специалистами-логопедами проводится в основном тогда, когда ему исполняется 5 лет, т.к. становление речи завершается примерно к этому возрасту. Получается, что, пока происходит развитие речи, практически никто не вмешивается в этот процесс, не бьёт тревогу. Когда же речь устоялась (вместе с дефектами), специалисты принимаются за дело. Это нельзя признать правильным, особенно если учитывать состояние здоровья современных детей.

3. Нельзя сводить проблему формирования речи к обучению грамоте (освоению навыков чтения и письма), так как развитие речи сложный процесс, в котором освоение письменной формы является лишь составной частью. Развитая речь в понимании многих родителей – это умение читать (и писать – хотя бы печатными буквами) как минимум и умение рассказывать стихи. Поэтому они стремятся как можно раньше научить своего ребенка читать и даже писать, при этом многие важные стороны развития ребенка остаются без должного внимания, а иногда вообще не учитываются, хотя давно известно, что умение ребенка читать и писать не является показателем его развития. Чтение и письмо  только необходимое средство, которым на определенном этапе ребенок овладевает для своего последующего полноценного развития. При этом чтение и письмо – сложные навыки, которые требуют о т ребенка определенного уровня развития, в том числе и речевого. Качественно овладеть чтением и письмом невозможно без чистого звукопроизношения, без развитого речевого слуха и т.п. Овладение грамотой – не самоцель, это определенный этап речевого развития ребенка, который подразумевает серьезную предшествующую и последующую работу по речевому и языковому развитию детей.

4. Необходимо весьма осторожно относится к раннему введению иностранных языков в жизнь ребенка. Если у него проблемы с родным языком или речь находится в стадии формирования, то не стоит усугублять его проблемы приобщением к другой языковой системе. Почему? Практически все языки по некоторым своим характеристикам вступают в противоречие друг с другом. Прежде всего это касается их фонематической (звуковой) стороны: любой язык имеет в своем арсенале звуки, которые характерны только для него, а обучение иностранному языку подразумевает постановку правильного звукопроизношения.

Предлагаемая методика по развитию речи:

-учитывает состояние речевого развития детей на современном этапе; ориентируется в первую очередь на индивидуальные особенности развития речи ребенка, а не только возрастные;                                активно использует педагогические технологии, которые позволяют эффективно развивать речь детей и предупреждать речевые отклонения;

-охватывает все стороны речи: произношение, словарь, грамматический строй и связную речь;

-рассматривает обучение грамоте не как самостоятельную методику, а как часть системы по развитию речи ребенка, являющуюся естественным её продолжением;

-тесно взаимосвязана с другими видами жизнедеятельности ребенка;

-опирается на помощь родителей в вопросах развития речи детей.

Перед ДОУ и семьей стоят единые задачи развития детей, отличаются лишь пути их реализации. Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком и пр. – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса. В результате пострадает их ребенок.

По теме:

Актуальные проблемы развития речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г.

Актуальные проблемы развития речи у дошкольников

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал г.

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос.

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос.

Развитие речи у дошкольников

Консультация для родителей«Развитие речи дошкольников в играх» Усвоение знаний детьми происходит значительно быстрее в игре, чем на занятиях. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают тог.

Доклад содержит: Психолого- педагогическую характеристику детей с ОНР.Особенности связной речи у дошкольников с ОНР третьего уровня. Программу формирования обучения монологической речи. Выв.

Этот материал может использоваться в качестве выступления на семинаре или консультации для воспитателей.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, Тема "Фрукты".