Скачать:

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Методика составлена на основе «Методики выявления уровня речевого развития» О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной.

Уровень речевого развития дошкольников может выявляться как в начале учебного года, так и в середине (или в конце). Обследование могут проводить методисты, воспитатели, родители. Обследование проводится индивидуально с каждым ребенком (беседа не должна превышать 15 - 20 минут). Для проверки речевого развития детей старшего дошкольного возраста задания могут предлагаться и без наглядных средств (на знакомых словах), но лучше  использовать наглядность (предметы, картинки, различные игрушки).

Вопросы в протоколе идут в логической последовательности, этим вызвана  иногда неполнота формулировки. Оценка по всем заданиям дается в количественном выражении (по баллам). 3 балла ставится за точный, правильный ответ, данный ребенком самостоятельно (см. ход обследования, ответ № 1); 2 балла получает ребенок, допустивший незначительную неточность, отвечающий по наводящим вопросам и уточнениям взрослого (ответ № 2); 1 балл ставится ребенку, если он не соотносит ответ с вопросом взрослого, повторяет за ним слова, демонстрирует непонимание задания (ответ№3).

В конце проверки производится подсчет баллов. Если большинство ответов (свыше 2/3) получило оценку 3 балла – это высокий уровень; если больше половины – 2 балла – это средний уровень; если больше половины оценок 1 балл – это низкий уровень. (Либо: средний балл 2,6 – высокий уровень, от 1,6 до 2,5 – средний уровень; 1,5 и ниже - низкий уровень)

При необходимости возможна оценка речевого развития ребенка по каждому разделу в отдельности. Такая диагностика позволяет выявлять наиболее «проблемные» направления в развитии речи дошкольников.

Задачи речевого обследования детей подготовительной к школе группы

Словарь.  Выявить умения:

1.Активизировать имена прилагательные и глаголы, подбирать точные по смыслу слова к речевой ситуации.

2.Подбирать синонимы и антонимы к заданным словам разных частей речи.

3. Понимать и употреблять разные значения многозначных слов.

4.Дифференцировать общие понятия.

Грамматика.  Выявить умения:

1.Образовывать названия детенышей животных, подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и прилагательные        в роде, числе и падеже.

2.Образовывать трудные формы повелительного и сослагательного наклонения ( потанцуй, спрячься, искал бы ); родительного падежа ( зайчат, жеребят, ягнят ).

3.Строить сложные предложения разных типов.

Фонетика.  Выявить умения:

1.Дифференцировать пары звуков [з] - [с] ;  [ш] - [ж] ; [л] - [р] ; различать твердые и мягкие звуки.

2. Изменять силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания.

3. Подбирать слова и фразы, сходные по звучанию.

Связная речь.  Выявить умения:

1.В пересказывании литературных произведений интонационно передавать диалог действующих лиц, характеристику персонажей.

2. Составлять описание, повествование или рассуждение.

3. Развивать сюжетную линию в серии картин, соединяя части высказывания разными типами связей.

Ход обследования

I Серия заданий (словарь и грамматика)

1. Ты уже знаешь много слов. Что означает слово автобус, тарелка, обувь.

1) Ребенок правильно объясняет значение слов:( это транспорт, это посуда, ее надевают на ноги );

2) называет отдельные признаки, действия;

3) называет 1 – 2 слова.

2. Что бывает глубоким? мелким? высоким? низким? лёгким? тяжелым?

1) Выполняет все задания, называет 1 – 2 слова к прилагательному ( глубокая яма, глубокое море );

2)подбирает слова к 2 – 3 прилагательным;

3) подбирает слово только к одному прилагательному ( высокий забор ).

3. Что называют словом   игла? Какие иглы ты знаешь?

1) Называет несколько значений этого слова ( иглы у ежа, у сосны,швейную и медицинскую иглу );

2) правильно подбирает два слова;

3) называет одно слово.

4.Какая у ежа игла?( острая ) Про что мы говорим: острый, острая, острые?

1) Ребенок называет несколько предметов( острый нож, острая пила, острые ножницы );

2)правильно подбирает два слова;

3)называет одно слово.

4. Придумай предложение со словом  игла.

1) Составляет сложное предложение ( Игла нужна, чтобы шить );

2) составляет простое предложение ( Иглой делают укол );

3)называет только одно слово.

6. Подбери слова, близкие по смыслу: «Бельчонок погулял по лесу. Вернулся домой радостный …( оживленный, довольный )»

«Он не просто шел, а…( мчался, несся, летел )»

1)Ребенок правильно подбирает слова, близкие по смыслу (синонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

7. Подбери слова, противоположные по смыслу:«Другой Бельчонок, которого обидели вернулся  домой…( грустный ,печальный, обиженный ). Обиженный Бельчонок не прыгал, не бежал, а….( плелся, тащился, брел )»

1)Правильно подбирает слова, противоположные по смыслу (антонимы);

2)называет 2 – 3 слова;

3)подбирает только одно слово.

8. Ответь полным предложением: «Что сделал бы богатырь, если бы он встретил Змея Горыныча?»( стал бы с ним сражаться, спас бы кого-нибудь ).

1)Правильно называет все слова в сослагательном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет только одно слово.

9. Попроси Петрушку попрыгать, спрятаться, потанцевать

1)Правильно называет слова в повелительном наклонении;

2)подбирает два слова;

3)называет одно слово.

10. Скажи, кто детёныш у зайца (лисы, волка, медведя, ежа)? Детёныши? У зайца (лисы, волка, медведя, ежа) много…?

1)Ребенок называет всех детенышей в правильной грамматической форме ( зайчонок, зайчата, много зайчат );

2)называет правильно только одну форму;

3)не выполняет задания.

11. Назови детёнышей собаки, коровы, лошади, овцы ( собака – щенок, щенки, много щенят; корова – теленок, телята, двое телят; лошадь – жеребенок, жеребята, много жеребят; овца – ягненок, ягнята, много ягнят ).

1)Ребенок называет все слова правильно;

2)называет два – три слова;

3)говорит одно слово.

12. Где живут звери? ( в лесу ) Какие слова можно образовать со словом лес?  ( лесной, лесовик, лесник, лесничий, лесовичок, лесок, лесочек )

1)Называет более двух слов;

2)называет два слова;

3)повторяет заданное слово.

13. Дети из другого сада сказали так: «Папа иди шёпотом», «Мамочка, я тебя громко люблю», «Я ботинки на изнанку надел» можно так говорить? А как сказать правильно?

1)Ребенок правильно исправляет все предложения;

2) правильно исправляет два предложения;

3) повторяет предложения без изменения.

II Серия заданий (звуковая культура речи)

1. В названии каких животных слышится звук «р», звук «р ’ »?( тирг, корова, баран, жираф, леопард ).

2. Назови слова, в которых есть звуки «ж» и «з» ( железо, жалюзи ).

1) Ребенок различает твердые и мягкие звуки, дифференцирует шипящие и свистящие;

2)допускает 1- 2 ошибки;

3) не справляется с заданием.

3. Скажи скороговорку: «Тридцать три вагона в ряд тарахтят» быстро, медленно, тихо, громко, шепотом.

1) Ребенок говорит отчетливо, меняет темп речи, регулирует силу голоса;

2)недостаточно четко произносит;

3)не владеет умением замедлять, убыстрять темп речи.

4. Произнеси фразу «Я иду в школу» так, чтобы было слышно, что ты этому радуешься, удивляешься, спрашиваешь.

1) Ребенок передает заданные интонации;

2)передает только вопросительную интонацию;

3)повторяет повествовательную интонацию.

5. Придумай окончание фразы, чтобы было складно: «Ёжик, ёжик, где гулял? Ёжик, ёжик, где ты был?

1)Ребенок ритмично заканчивает фразу;

2)отвечает, нарушая ритм;

3)говорит одно слово.

III Серия картинок (связная речь)

1.Воспитатель предлагает ребенку описать ежа (по картинке).

1)Ребенок составляет описание, в котором присутствуют три структурные части: начало, середина, конец.( Это ежик. Он коричневый, колючий. На спине у ежика острые иголки. Они нужны ему, чтобы накалывать грибы и ягоды. Ежик заботится о своих ежатах. );

2)рассказывает, опуская начало или конец;

3)перечисляет отдельные качества.

2.Воспитатель предлагает серию из 4 картинок, объединенных сюжетом, предлагает ребенку разложить их в последовательности и составить рассказ.

1)Ребенок раскладывает картинки в правильной последовательности, составляет связный рассказ;

2)рассказывает с помощью взрослого;

3)перечисляет нарисованное на картинках.

3.Воспитатель предлагает ребенку составить рассказ (сказку) на самостоятельно выбранную тему.

1)Ребенок придумывает рассказ (сказку), дает свое название;

2)составляет рассказ с помощью взрослого;

3)не справляется с заданием.

Развитие связной речи ребенка подготовительной группы, помимо указанных выше показателей, оценивается по специальным, которые характеризуют основные качества связного высказывания.

1. Содержательность (в повествовании – умение придумать интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в описании – раскрытие микротем, признаков, действий). Если ребенок придумывает сюжет, он получает 3 балла; если сюжет заимствован – 2 балла; идет перечисление признаков.

2.Композиция высказывания: наличие трех структурных частей, выстраивание сюжета в логической последовательности – 3 балла; наличие лишь двух структурных частей – 2 балла; отсутствие начала и конца – 1 балл.

3.Грамматическая правильность построения простых и сложных предложений, правильное согласование слов в словосочетаниях и предложениях – 3 балла; использование только простых предложений – 2 балла; однотипные конструкции (назывные предложения) – 1 балл.

4. Разнообразные типы связей между предложениями – 3 балла; использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и, наречие потом  ) – 2 балла; неумение связывать между собой предложения – 1 балл.

5.Разнообразие лексических средств (использование разных частей речи, образных слов – определений, сравнений, синонимов, антонимов) – 3 балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2  балла; однообразие лексики, повторение одних и тех же слов – 1 балл.

6.Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная выразительность, изложение в умеренном темпе) – 3 балла; незначительные заминки и паузы -  2 балла; монотонное, невыразительное изложение – 1 балл.

Данные диагностики вносятся в протокол для каждого ребенка, а затем в сводную таблицу.