Физическое развитие дошкольников

Анализ всех программ воспитания и развития де­тей дошкольного возраста показывает, что ведущее место в воспитательном процессе занимает физическое воспитание детей.

В базисной программе «Истоки» это направление называется «Физическое развитие», а в программе «Детство» оно формулируется «Растим де­тей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Серьезное внимание физическому воспитанию уделяется и в программе «Радуга».

Особенности организма дошкольника требуют вни­мательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет – увеличиваются рост, масса тела, раз­вивается двигательная активность. Важной задачей воспитателя является развитие.

физических способно­стей ребенка – силы, ловкости, выносливости.

Формирование движений, становление двигатель­ной активности начинается у детей задолго до рожде­ния и продолжается на всех этапах дошкольного дет­ства. В первые пять лет особенно активно происходит накопление двигательного опыта.

Для нормального физического развития детей не­обходимы специальные упражнения, укрепляющие слабые мышцы плечевого пояса, туловища, ног. Еже­дневно во всех возрастных группах детского сада про­водится утренняя гимнастика. Ее цель – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Ут­ренняя гимнастика и специальные занятия физкульту­рой в спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на эмоциональную сферу ребен­ка, способствует хорошему настроению в течение все­го дня.

Большое место в физическом развитии ребенка занимают подвижные игры. Проводятся они в группе, на специальных занятиях, во время прогулок и в про­межутке между занятиями. Подвижные игры обяза­тельно включаются в музыкальные занятия.

Игры младших дошкольников организует воспита­тель, а старшие дошкольники учатся организовывать подвижные игры самостоятельно. Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, само­стоятельности в игре стимулирует у дошкольников стремление к еще большей физической активности.

Забота о здоровье детей и их физическом развитии тесно связана с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку.

Помимо ежедневной утренней гимнастики два раза в неделю во всех группах дошкольного образователь­ного учреждения проводятся специальные физкультур­ные занятия. Их цель – обучить детей правильному выполнению движений, различным упражнениям, на­правленным на развитие координации тела и повыше­ние самостоятельной двигательной активности. Заня­тия проводятся в специальном зале, сопровождаются музыкой. Все занятия с группами детей раннего возра­ста проводятся по специальным методикам.

Развитие движений, воспитание двигательной ак­тивности осуществляется во время прогулки. В боль­шей части дошкольных учреждений имеются хорошо оборудованные участки, где проводят время дети. Каждая прогулка может иметь определенное содер­жание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, эстафету, сбор природного материа­ла для дальнейшей работы с ним в группе. Интерес у детей вызывает прогулка, во время которой они учат­ся наблюдать явления природы, жизнь людей, объек­ты социума.

Физическое воспитание детей дошкольного возра­ста тесно связано с охраной их жизни и здоровья. Правила по охране жизни и здоровья ребенка изложе­ны в специальных инструкциях и методических пись­мах для дошкольных работников. В детском саду по­стоянно осуществляется медицинский контроль за развитием детей и состоянием их здоровья, проводят­ся профилактические мероприятия для укрепления здоровья. Авторы комплексных программ воспитания и развития дошкольников большое внимание уделяют формированию привычек к здоровому образу жизни, потребности в чистоте и аккуратности, культуре пове­дения и самостоятельной двигательной активности.

Так, в программе «Детство» в разделе «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными» на первом месте стоит воспитание основ гигиенической культуры. В младшей группе детей учат правильно умываться, одеваться, убирать игрушки. Они должны знать и называть предметы, необходимые для умыва­ния, купания и уборки помещения. Особое место зани­мает работа по воспитанию навыков и умений поведе­ния за столом.

На последующих этапах возрастного развития детей культурно-гигиенические представления и прак­тические умения усложняются. К старшему дошколь­ному возрасту воспитанники осваивают начальные представления о здоровье и здоровом образе жизни, узнают о некоторых приемах оказания помощи при получении травм. В этом возрасте дети самостоятель­но выполняют закаливающие процедуры, осваивают приемы ухода за одеждой и т. п. Старшие обучают малышей.

Эффективное физическое воспитание и развитие дошкольников возможно при точном соблюдении ре­жимных моментов детского сада.

Режим – это твердо установленный, педагогичес­ки и физиологически обоснованный распорядок жиз­ни детей, направленный на полноценное физическое и психическое развитие каждого ребенка. Для каждого возраста устанавливается свой режим, соответствую­щий особенностям возрастного развития детей.

Режим дня – это не просто регламентированное времяпрепровождение, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитатель­ное значение.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей прежде всего культурно-гигиенических привы­чек, навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными

Режим меняется с возрастом детей. В младшей группе много времени уходит на одевание после сна, при подготовке к прогулке. Внимание детей неустой­чиво, они отвлекаются на каждую новую для них си­туацию, поэтому естественно, что для них отводится больше времени на самообслуживание. А вот учебные занятия у малышей занимают не более 15 минут.

С возрастом сокращается время на самостоятель­ную деятельность по самообслуживанию, увеличива­ется время прогулки, проведения учебных занятий. В старшей и подготовительной возрастных группах учебное занятие может продолжаться 25 – 30 минут, а в день их может быть 2 – 3 с перерывами.

В дошкольном образовательном учреждении есть только ему присущая особенность – режим жизни

детей меняется с изменениями времени года. В летнее время дети меньше занимаются, а больше находятся на воздухе, играют. Режим не должен быть для детей сплошным ожиданием друг друга – на обед, на про­гулку. Одни дети моют руки к обеду, другие уже садят­ся за стол. Только к учебным занятиям все приступают одновременно. Для каждой возрастной группы режим должен быть постоянным. Это лучше формирует у детей привычки поведения и помогает воспитанию самостоятельности.

Большую роль в организации положительного на­строя ребенка играет утренний прием. Ведь оттого, как будет принят ребенок в детском саду, зависит весь его день. Часто плохое настроение одного ребенка влияет на других детей. Обычно утренний прием проводится на воздухе, лишь в плохую погоду в помещении. Во время приема детей воспитатель имеет возможность общаться с родителями. Такое общение можно сплани­ровать. Наметить, что надо сообщить родителям, о чем попросить, что напомнить. Хорошо, когда родители утром узнают о делах на день и на текущую неделю. Во время утреннего приема можно сообщить отдельным родителям о том, как идет воспитание привычек пове­дения, как ребенок относится к учебным занятиям. Во время беседы с родителями необходимо прежде всего говорить об успехах ребенка пусть даже самых незна­чительных. На фоне успехов отрицательные замечания воспринимаются родителями не так эмоционально.

Во время приема пищи помощниками воспитателя уже являются дети. Старшие накрывают на стол само­стоятельно, а младшие работают по указанию и под­сказкам воспитателя.

Особое место в режиме жизни детей в детском саду занимают прогулки. Помимо оздоровительного значения прогулки способствуют развитию движений ребенка, его физической активности. Перед прогулкой воспитатель объясняет детям, какие игрушки они возьмут с собой, во что будут играть, на какие вопросы после прогулки они ответят. На прогулку планируется 1 – 2 подвижные игры. Весной и летом планируется труд на участке.

После обеда в режиме дня сон. Многие дети охотно спят, особенно дети младшей группы. Сон проводится в хорошо проветренном, но не в холодном помещении.

После полдника и вечерней прогулки дети уходят домой. Воспитатель в это время рассказывает родите­лям, как прошел день, какое настроение было у ребен­ка, что интересного он сегодня сделал, что новое узнал, как вел себя со сверстниками.

К семи годам у старших дошкольников заметны положительные изменения в физическом и функцио­нальном развитии; дети умеют сохранять и демонст­рировать правильную осанку; способны самостоятель­но выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания; прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.